UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОД В АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬЕ

Пятый год Одесский образовательно-консультативный центр (АКСЕЛС - Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков) активно содействует обучению украинских школьников в Америке...

Автор: Евгений Мирошниченко

Пятый год Одесский образовательно-консультативный центр (АКСЕЛС - Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков) активно содействует обучению украинских школьников в Америке. Там побывали уже 150 старшеклассников из Одессы, Херсона, Николаева, Запорожья, Винницы, Симферополя. Ежегодные конкурсные туры тестирования в рамках программы международного молодежного обмена становятся волнующим событием для сотен подростков, ибо за соревнованием в знании английского языка следует поездка в Америку, год жизни в американской семье. Как организуется эта программа?

На наши вопросы отвечает директор Одесского офиса АКСЕЛС Андреа Кейлан.

- Что собой представляет проект, который дает возможность украинским школьникам учиться и жить в Америке?

- В 1992 году, чтобы протянуть руку дружбы народам новых независимых государств бывшего Советского Союза, Конгресс США утвердил «Акт в поддержку свободы», который предусматривал большую программу обменов для учащихся средней школы с проживанием в США сроком один год. Эта программа берет на себя все финансовые затраты по переезду и предоставляет стипендию на период учебы в американской средней школе. Мы предупреждаем ребят: они едут в Америку не в качестве гостей или туристов, а равноправными членами принимающей американской семьи. Организаторы программы убеждены, что форма молодежных контактов является уникальным средством, с помощью которых молодые люди узнают другую страну и ее культуру. Не потому ли молодежные обмены приобрели сегодня столь большую популярность не только в Украине, но и США. Один из американцев, из тех, кто принимал украинского школьника у себя в семье, говорит так:

- Я думаю, что очень важно устанавливать взаимопонимание с новой независимой Украиной. От ребенка я узнаю много нового о его стране. Наши страны имеют больше сходств, чем различий. Это очень полезно узнать.

- Как происходит адаптация наших ребят к условиям учебы в американской средней школе и жизни в американской семье? В каких штатах они живут?

- В совершенно разных - от Калифорнии и Флориды до Вермонта и штата Вашингтон. Ребята, как правило, в течение нескольких месяцев осваивают учебную терминологию и школьный распорядок. Наши школы во многом отличаются друг от друга. В средней школе, которую посещают украинские старшеклассники, занимаются только подростки с 7 по 12 или с 9 по 12 классы. Мы предлагаем большее количество предметов и используем гибкий подход, учащиеся могут сами выбирать некоторые предметы. В одной и той же школе ученикам одного класса предлагается 3 или 4 уровня изучения каждого предмета, например, английского языка, биологии, математики, истории. Наиболее способные могут заниматься в группе «одаренных и талантливых» или учиться в специальной группе «продвинутых», где идет подготовка к университету. Те, кто не планирует поступать в вузы, учатся в группе с более практической направленностью обучения, изучают такие предметы, как бизнес, торговля, технология, целенаправленно ведущие к работе сразу после окончания школы.

Ваши ребята охотно посещают, кроме обязательных дисциплин, и занятия по выбору, например, лепку, живопись на уроках искусства. Участник программы 1995 года Костя Русанов из Николаевской школы-гимназии №2 посещал уроки по теории музыки. Он научился играть на гитаре. В этом ему помог один из названных братьев в семье, где жил Костя.

Конечно, оказавшись без привычной родительской опеки, дети сначала испытывают состояние растерянности, но очень быстро формируют новую «систему поддержки», необходимую для жизни и учебы за границей. Они учатся полагаться на самих себя, но при этом никогда не бывают без внимания взрослых, кому по обязанности положено вникать в дела подростков. Об этом свидетельствуют признания родителей.

«Ребенок получил огромную пользу, живя в другой семье. Я его с трудом узнал - так он сильно изменился за год. Он стал активным парнем, открыто выражающим благодарность другим людям».

«Мне было очень приятно узнать, что моя дочь успешно справилась с трудностями, связанными с разницей в культурах. Она повзрослела и превратилась в настоящую молодую леди».

- Как складывается судьба тех юношей и девушек, которые вернулись домой после успешного завершения года учебы в Америке?

- Из США возвращаются ребята прекрасно владеющие английским языком. Но не это самое главное в их подготовке. Возвращаются молодые люди со знанием жизни американского народа, его ценностей, возвращаются с новым образом мышления, умеющие воспринимать разные стороны американской жизни без категорических суждений «правильно»-«неправильно», «хорошо» или «плохо». Участники программ молодежного обмена становятся студентами лучших отечественных и зарубежных вузов. Валентина Голобородько, например, поступила в Одесский медицинский институт, Павел Глазов и Юлия Литвинова учатся в Одесском университете, осуществила свою мечту Ольга Хоменко из Севастополя, она стала студенткой МГУ, Андрей Солтис, Евгений Бондарец, Ирина Бабич - студенты Киево-Могилянской академии. Ваш земляк Костя Русанов в этом году получил стипендию одного из ведущих вузов США, он принят в Амхерст-колледж.

Кстати, недавно изменилось название нашей образовательной программы. Теперь она именуется так: «Акт в поддержку свободы - Программа обмена будущих лидеров».