UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОД ШОПЕНА

17 октября 1999 года мировая культурная общественность отметила 150-ю годовщину со дня смерти Фредерика Шопена в рамках объявленного Международного года выдающегося польского композитора эпохи романтизма...

Автор: Сергей Лебедько

17 октября 1999 года мировая культурная общественность отметила 150-ю годовщину со дня смерти Фредерика Шопена в рамках объявленного Международного года выдающегося польского композитора эпохи романтизма. В этот же день в Киеве состялся концерт, на котором были исполннены музыкальные сочинения Шопена. Его организатор - Польский институт культуры в Украине. Торжества, посвященные памяти величайшего композитора XIX века, будут продолжены в 2000 году - в год 190-летия со дня его рождения.

Год Шопена был широко отмечен и в Польше. Почти в каждом городе этой страны прошли фестивали и концерты. Торжественная инаугурация Международного года Шопена состоялась в середине января в Большом театре в Варшаве. В феврале была организована международная конференция «Творчество Шопена как источник вдохновения». В октябре в столице Польши состоялся International Сhopin Congress.

Шопен был одной из мощнейших артистических индивидуальностей в истории музыки и мировой культуры. Круг его музыкальных интересов в основном ограничивался фортепьянной музыкой. Но его вклад в этой сфере является значительным.

Творческие способности Шопена проявились рано. Когда ему исполнилось восемь лет, он выступил с первым публичным концертом. И о нем заговорила вся Варшава. Бледное, худое, небольшого роста юное дарование, вначале нерешительное, умело наполнить атмосферу художественных салонов постоянными шутками. Он смотрел на мир как на комедию, оживляя варшавские собрания и балы. Гости плакали от смеха, когда он демонстрировал собственные, как он говорил, полишинели, т.е. пародии на известных людей.

Выступая в варшавских салонах, он часто импровизировал музыкальные портреты. Этюдные произведения Шопена можно рассматривать как отклик на такое явление в художественной жизни Европы как появление Паганини. Акробатику пальцев на фортепиано композитор превратил в поэзию звуковых цветов и настроений. Открытием того времени, которое сохранило и до настоящего времени магию, - это оригинальные гармонии, соединенные с новым оформлением звуковой субстанции, новыми структурами аккомпанемента, которые значительно отличались от установленного тогда написания музыкальных произведений.

Когда Шопену было 20, родители и друзья решили, что молодому дарованию пора ехать в европейские столицы, чтобы его талант мог развиваться дальше и засиять на художественном небосклоне континента. Он отправился в Вену, в которой через шесть дней после его приезда, в 1830 году вспыхнуло восстание. Там пробыл всего полгода, а затем решил искать удачи в культурной Мекке Европы - в Париже.

Шопен быстро покорил парижские салоны своим блестящим юмором и умением импровизации, когда он оказался среди артистической элиты Европы. Его пребывание в Париже было наполнено творческими встречами, вечерами и уроками, которые он давал пианисткам из аристократических семей. Здесь он познакомился с Листом, Мендельсоном, который его называл «Шопенетто», Мейербером, Галеви, Гейне. Он также встречался с А.Мицкевичем, который несколько раз его уговаривал, но безуспешно, написать народную оперу.

В парижских салонах Шопен прославился созданием звуковых портретов. Это, как правило, случалось около полуночи, - вспоминал другой известнейший композитор того времени Берлиоз. Когда собирались все светские львы, когда завершалось обсуждение текущих политических вопросов, когда любители всяческих слухов прекращали свои грязные разговоры, тогда наступало время Шопена. Он подходил к фортепиано и импровизировал портреты избранных гостей, предлагая им угадать, кто есть кто.

Тут же в парижских салонах Шопен познакомился с Жорж Санд. Она обратила на себя внимание молодого композитора посредством передачи ему записки, в которой написала: «On vous adore» - Я вас обожаю. После знакомства они вместе проводили много времени - совместные каникулы на Майорке, а затем в течение семи лет жили в ее родовом имении в Ноане. Как правило, влюбленные приезжали сюда в мае, а покидали в ноябре. Именно пребывание в Ноане способствовало творческому подъему композитора. Он здесь завершил половину своих выдающихся произведений. В сельской атмосфере, благоприятном для здоровья климате Центральной Франции он творил. Любимое время работы Шопена - это долгие периоды дождей. Его навещали лучшие друзья: Ф. Лист, Э. Делакруа, Полина Виардо Гарсия и тогда они непременно занимались охотой, ловлей рыбы, пешими и конными прогулками, поездками в экипажах. Здесь он отшлифовал сонаты b-moll и h-moll, фантазию b-mol, скерцо cis-moll и E-dur и другие сочинения. В Ноане им были написаны мазурки, ноктюрны. Композитор вместе с Ж.Санд принимал самое активное участие в работе созданного писательницей театра кукол. При помощи этих марионеток она создавала карикатуры на многих известных личностей из ее окружения. Театр был ее пристрастием и она посвящала ему много времени и вовлекала в орбиту своих интересов и Шопена, который на представлениях часто импровизировал, умело приспосабливая музыкальное сопровождение к ролям артистов. Возможно, в таких экстравагантных условиях Шопен создал тарантеллу (итальянский народный танец в быстром темпе), о которой отзывался таким образом: «я надеюсь, что ничего худшего я так быстро не напишу».

После разрыва с композитором Ж. Санд уничтожила все, что находилось в его комнате, включая и обои. После того, как он перестал приезжать в Ноан, его деятельность не получала внешних импульсов и он в течение последних трех лет практически ничего не написал. Как утверждают музыковеды, это имение было свидетелем пика его творчества, но здесь, как ни прискорбно, оно и завершилось.

В 1847-49 годах Шопен путешествовал по Англии и Шотландии. Во время одной из встреч в Париже Жорж Санд предлагала Шопену возобновить их роман. Композитор отказался. У него не было тогда ни моральных, ни физических сил. Он был уже обречен. Рано ушли из жизни Моцарт, Шуберт и другие. Такая судьба постигла и Фредерика Шопена. Многие биографы композитора отмечают, что экстравагантность, постоянная ревность французской писательницы сократили жизнь Шопену, не отличавшемуся с детства крепким здоровьем.

После отъезда из Варшавы, Шопен больше никогда не приезжал на родину. Его похоронили в Париже, но сердце гения было доставлено в столицу Польши и предано земле в Лазенках. При жизни Шопен рвался домой, но это ему не удавалось сделать по различным причинам. Зато его сердце обрело покой в родной земле. В Лазенках возвышается величественный монумент гениальному польскому композитору, у его подножия всегда есть живые цветы - знак признательности поляков и гостей страны Шопену за его прекрасную музыку.