UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОД ОГНЕННОЙ КОШКИ С ЮРИЕМ КУКЛАЧЕВЫМ

Такого театра нет больше нигде в мире. Его основатель - Юрий Куклачев. В здании старого кинотеатра ...

Автор: Светлана Короткова

Такого театра нет больше нигде в мире. Его основатель - Юрий Куклачев. В здании старого кинотеатра на Кутузовском проспекте идет нескончаемый праздник, где царствуют радость, смех взрослых и детей и бесконечная доброта. Сюда съезжаются задолго до начала спектаклей, и нет в театре ни одной двери, ни одного закоулка, где висела бы табличка со строгим предупреждением: «Посторонним вход запрещен». Ребята и их родители бродят за кулисами, общаются с хвостатыми четвероногими артистами, живущими не в клетках, а в свободных вольерах, расхватывают календари, программки и книги Юрия Куклачева, тут же получая у главы театра автограф. Бесконечно щелкают затворы фотоаппаратов - все хотят на память снимок с добрым клоуном - повелителем кошек. Без его внимания не остается ни один гость этого удивительного театра - он приветствует каждого, как и своих любимых кошек, нежно почесывая за ухом.

Все это действо плавно перетекает в небольшой, но уютный зал, и начинается чудный праздник, который никого не оставляет равнодушным. Это весело, эстетично и дает мощный положительный заряд надолго, столь необходимый особенно сегодня. Очень своеобразная школа добра и справедливости.

- Ребята, - собрав всех у сцены после спектакля, спрашивает Юрий Дмитриевич, - в вашем дворе есть бездомные кошки и собаки? Не обижайте их никогда, тогда и вас никто не обидит, ведь возвращается все - и добро, и зло.

И долго еще зрители не уходят из этого театра: звучит музыка, ребята танцуют, поют и веселятся вовсю. И родители их не торопят, им тоже здесь хорошо. Под этот радостный гул мы и начали разговор с Юрием Куклачевым.

- Юрий Дмитриевич, по восточному календарю 16 февраля наступает Новый год - год Огненной Кошки. В вашем театре огненных кошек не так много, зато разнообразие налицо - сейчас у вас их 120. Интересно, когда все это начиналось, совпало ли это с двенадцатилетним циклом - ведь год Кота - каждые двенадцать лет?

- Идея пришла действительно двенадцать лет назад, но театру, стационарному театру - десять. Так что в этом году мы справляем наш первый юбилей. Мы уже десять лет живем полностью без дотации государства. Год для нас знаменательный, хоть и трудный, как и для всех. Известно, что когда происходит сильное солнечное излучение - это чревато катаклизмами. Поэтому надо быть особенно внимательными и чуткими друг к другу. Советую всем завести кошку, потому что она отгоняет злых духов, снимает отрицательную энергетику, помогает выстоять в трудные психологические моменты. В самые трудные времена моей жизни мне помогали кошки - приходили, обнимали, и их тепло, ласковое урчание снимали все напряжение. Начинаешь уходить от земного и подниматься в высшие сферы чувств. Все ощущается тоньше, острее. Понимаешь, что ссоры, ругань - суета. Главное - вот эта любовь, ведь кошки любят безгранично, с полной отдачей. Кошка не прощает обиды. Когда-то говорили, Куклачев-де издевается над кошками, иначе как они его слушаются, они ведь не поддаются дрессировке. Ерунда все это! Кошка не прощает даже грубого слова.

- А как все начиналось? Не на сцене, не на арене, в жизни?

- Нашел на улице маленького котеночка, он вырос, потом появился еще котенок, потом Стрелка, которая стала хозяйкой и, можно сказать, вывела меня «в люди». Мы объездили весь мир, первая страна, в которой были - Канада. Там мы с ней получили «Золотую корону клоуна». Потом - приз в Париже. В Монте-Карло принц вручил нам «Серебренного клоуна». После этого попал в учебник французского языка.

- Юрий Дмитриевич, понимаю, театр - ваш дом, а в быту, в доме кошки есть?

- Конечно, но, в основном, мы с собой возим собачек, потому что кошки плохо переносят дорогу, их укачивает.

- За десятилетие существования театра вас часто приглашают на гастроли, как же технически осуществляются поездки с таким количеством нежных и капризных «артистов»?

- Очень просто. Вот недавно мы были в Париже, выступали в Казино-де-Пари - огромный театр на две с половиной тысячи мест. Там тоже получили приз - «Золотой кубок» и звание - «Самый оригинальный театр в мире». Это была приятная неожиданность, поехали всего на два концерта, а отработали пятнадцать при полном аншлаге. Хотя выступали в некоммерческое время - 16 часов. Уже побывали в Японии, Бельгии, Голландии, были на Тайване, сейчас поедем в Израиль. Технически же все происходит так: у нас есть специальные клеточки, сам придумал конструкцию. В них чисто, все проходит сквозь сеточку в специальную ванночку. В клетке есть вода, еда - все рассчитано на долгое путешествие.

- Как долго они адаптируются после дороги, сколько времени уходит на то, чтобы они пришли в рабочую форму?

- Через два-три часа приходят в нормальную форму. Самое главное для тех, кто возит кошек, знать: для них особенно тяжелы взлет и посадка, перед дорогой ни в коем случае не кормите животных, иначе им будет плохо.

- Как складываются ваши взаимоотношения с обществом защиты животных, которые особенно активно работают за рубежом?

- Они нас не очень душат. В Париже приходили из общества, которым руководит Брижит Бардо, были на представлении, за кулисами - и не смогли нам предъявить какие-либо претензии. Весь спектакль посвящен воспитанию добра.

- Какой режим дня у ваших актеров?

- По ночам они свободно гуляют по театру, здесь нет ни одной крысы или мыши, а дом-то старый. Конечно, любовь начинается. Ведь раньше нас было мало, сейчас - 120. Раздаем котят ребятам время от времени. Так что режим очень простой, главное, дать им зарядку, физическую нагрузку - это очень полезно для животного. Они у нас все долгожители. Есть наш ветеринарный центр, который возглавляет Николай Логинов, один из лучших врачей.

- А сколько кошки живут в среднем?

- Лет 18-19, одна кошка 22 года прожила. В нашем театре наверху живут «пенсионеры», которые уже не выступают на сцене. Мы никогда еще не умертвили ни одну кошку.

- Кормите их до спектакля или после?

- По-разному. С более спокойной психикой едят до спектакля, а кто очень волнуется - после.

- Когда вы соединили в спектакле кошек с собаками?

- Да почти сразу же появился Паштет. У кошек с собаками очень хорошие взаимоотношения - живут и работают дружно, спят в обнимку. Хотел еще голубей присоединить, да побоялся болезней.

- Юрий Дмитриевич, знаю, вы начинали театр сами, сегодня есть главный режиссер - известный постановщик фильмов «Опасные гастроли», «Три мушкетера» и т.д. - Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Это несколько неожиданно, думаю, не для меня одной, почему к вам обоим пришло решение работать вместе?

- Дело в том, что я очень хорошо умею придумывать трюки, легко нахожу общий язык с кошкой, создать же спектакль драматический, со сквозным действием - сложнее. Юнгвальд очень талантливый режиссер и большой придумщик, мы вместе создали просто сказочный спектакль -«Щелкунчик». Нас приглашают с этим спектаклем на Бродвей. На музыку Чайковского разворачивается сумасшедшей красоты сказка на сцене, но!.. Автор даже сам не знал, как справиться с Крысиным королем, все немного надумано, а мы нашли конкретный ход: его побеждают кошки.

Новый спектакль - «Кошки из Вселенной». На одной планете исчезло добро, и космический огонь сжег ее. Человек, чтобы спасти самое дорогое, что у него есть, погрузил кошек на космический корабль и полетел с ними во Вселенную. Они увидели красивую голубую планету и решили на ней пожить. Оказалось, что и она охвачена злом. Я играю бомжа, живущего на помойке, - почти чаплиновский персонаж. Мы с кошками подружились и они предлагают покинуть эту планету вместе с ними. Все кошки убегают, мы поднимаемся на корабль, занавес закрывается. Тишина в зале необыкновенная. Вновь открывается занавес и я кричу: «Я остаюсь с вами!». Этот спектакль тоже сделали вместе с Юнгвальдом, сделали так, чтоб мурашки по коже пошли, будем бороться со злом вместе. А в планах - постановка «Лебединого озера» и «Двенадцати стульев».

- Сколько человек работает в вашем театре и стали ли вы основателем династии Куклачевых в Театре кошек?

- Наша команда - 10 человек, 120 кошек и собачки. Старший сын - Дима - со мной в театре, а остальные дети идут своим путем. Катя еще в три года так рисовала левой рукой, что художники в обморок падали, в семь-восемь лет это пропало вовсе, а потом снова начала рисовать. Сейчас поступила в художественную академию. Юнгвальд же тоже художник, он с ней занимается, может, когда-нибудь Катя оформит наш спектакль. Во всяком случае, она участвовала в создании костюмов для «Кошек из Вселенной». Ну а самый маленький танцует в Большом театре. Пусть танцует, я не мешаю. Вообще, никогда ни на кого из них не давил: открыть мир, показать картины, возбудить желание мыслить - это другое дело, а так - полная свобода.

- Как вы успевали общаться с детьми, ведь каждый из них занимается своим делом, а вы полностью поглощены своим?

- Сложно, времени действительно мало, приходилось спрессовывать секунды. Иногда, может быть, в этом и выражалось давление - в большой насыщенности краткого времени общения. Может, будут потом вспоминать минуты общения с папой?

- В Киев на гастроли не собираетесь?

- Собираюсь в самое ближайшее время, а пока - дарю свою книгу.