Уникальный мужской хоровой коллектив, отпраздновавший в прошлом сезоне свой 25-летний юбилей, подарил киевлянам чудесный вечер в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии.
На сцене был практически полный состав Государственной мужской хоровой капеллы
им.Л.Ревуцкого. В концерте впервые в филармонии показал свое мастерство Мужеский ансамбль «Боян», существующий при капелле с 1989 года. Программу украсили выступления солисток, лауреата Международного конкурса В.Иваненко и Ю.Ондич. Художественный руководитель и главный дирижер капеллы, народный артист Украины Б.Анткив предоставил возможность выступить в концерте и своим младшим коллегам, дирижерам Ю.Курачу, В.Курачу и А.Савчуку.
Известный и высококлассный коллектив в последнее время не часто радует соотечественников своими концертами. В условиях все отягчающегося положения государственных коллективов, оказывается, легче организовать зарубежные гастроли. Ансамблю «Боян» помогает в этом общество «Слава», которое организовали в Бельгии люди, небезразличные к судьбе уникального украинского хора.
Благодаря их помощи, «Боян» принимал участие во многих престижных международных фестивалях, в том числе Фландрийском (Бельгия), Малвернском, Леминстерском, Голоувернском (Англия). В гастрольных турах ансамбля за пять лет с успехом состоялось 150 концертов в местных соборах и светских залах.
В репертуаре капеллы и ансамбля - шедевры мировой и отечественной классики, в том числе ортодоксальная православная музыка и сочинения выдающихся мастеров XVIII-XX ст., обработки украинских народных песен.
На первый взгляд, пение мужского хора имеет ограниченные выразительные возможности. Но давайте вспомним о древней традиции знаменного пения. Услышав в концерте распевы Киево-Печерской лавры в исполнении ансамбля «Боян», я была потрясена богатством их мелодики, эмоциональностью и динамикой исполнения.
- Это - современная музыка! - считает народный артист Украины Б.Анткив. И самое интересное в истории моего обращения к этим распевам то, что я открыл для себя эту музыку, будучи в Англии.
Несколько лет тому назад я просматривал «Обиход» Киево-Печерской лавры. В XIX веке здесь был замечательный хор, монахи записывали все распевы. В основном они существовали в «устной традиции» и передавались регентами, которые записывали их еще «крюками». Первая книга «Обихода» была написана в 1725 г. квадратной нотацией на одной линии. Затем, в 1851 г. его переписал в двух книгах послушник Салуха и был составлен «тщанием уставщика Большой Лаврской церкви иеромонаха Модеста новый «Ирмологий», утвержденный затем митрополитом Филаретом для хранения навсегда неизменным изложенного в оном напеве. Сей Ирмологий представляет запись напевов с голоса и написан в силу Указа Святого Синода от 10 декабря 1846 года, читаем в предисловии к «Обиходу».
Впоследствии, в 70-e годы прошлого века регент Патеев и послушник Жарков написали уникальный сборник «круглой итальянской нотой» в двух экземплярах. Это - последняя и наиболее полная запись мелодий Лаврского напева; оставлены неприкосновенными также некоторые нарушения периодических ударений в тексте, как вошедшие в практику с давних времен. Так вот, «просматривая» и играя эти мелодии на рояле, я не проникся сразу их глубиной и экспрессией, скрытой не в интонациях напева, а скорее в ритмической организации и динамике.
И только лишь прослушав некоторые из них в записи хора московского Ново-Спасского монастыря, я понял, что это - бесконечная, «космическая» музыка. Эти ударения и акценты, ритмическая пульсация, звучащая современно и сегодня. Мы пели эти распевы в концертах в разных странах, и эффект просто колоссальный. Это и темпы, и чередования размеров, и смещение акцентов на распевных фразах - так не пишут даже наши современники!
Культура хорового пения - это национальное достояние нашей страны. В Государственной хоровой капелле им. Л.Ревуцкого каждый певец с таким потенциалом, что мог бы украсить любой из европейских оперных театров.
В концерте капеллы были представлены разнообразные произведения, позволившие коллективу раскрыть все свои возможности. Лаврские распевы и фрагмент «Литургии» Л.Дычко, «Молитва» В.Зубицкого и сочинения А.Архангельского. Настоящей кульминацией стало исполнение одного из наиболее известных шедевров А.Веделя.
1997 г. - год 230-летия выдающегося композитора А.Веделя в Украине уже называют годом хоровой музыки, хотя пока еще нет официальных документов на этот счет. Но каждый хормейстер считает долгом своей чести исполнение музыки гениального соотечественника.
Хоровой концерт «Покаяния отверзi ми дверi» в исполнении капеллы им.Л.Ревуцкого открыл многие души для этой музыки, исполненной настоящих, неподдельных чувств на грани надрыва, того особенного вдохновения и трепета, присущих искренним, «блаженным» людям. Именно такая музыка способна помочь нам, с нашим искривленным сознанием вернуться на некоторое время к человеческому естеству и напрямую пообщаться с духами гениальных предков.