UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гленн Хьюз: много много лет мы ждали этого вечера

Сколько лет отдаляет нас от эпохи Моцарта? Двести с хвостиком. Интересно, какие музыкальные достижения человечества будут причислены к классике через два века после нашего времени?..

Автор: Олег Смаль

Сколько лет отдаляет нас от эпохи Моцарта? Двести с хвостиком. Интересно, какие музыкальные достижения человечества будут причислены к классике через два века после нашего времени? Уверен, если Земля не превратится к тому моменту в печеную картофелину, 60—70е годы ХХ века будут отмечены как начало великой музыкальной революции. В самом деле, количество и качество созданного за довольно короткий исторический период — абсолютно феноменальны. Движущей силой революции, что вполне логично, стали не седовласые консерваторские академики, а совсем молодые бунтари с гитарами.

Может показаться странным, что мировой рок-пожар раздули стабильные и консервативные граждане Великобритании, но частично это можно объяснить тем, что именно в этой стране глубже всего изучили и проанализировали музыкальные достижения всего человечества. Нанизав этот опыт на родной язык и фольклор, лохматые парни выдали такие аккорды, которые, пожалуй, взяли бы за душу даже пришельцев с Марса. В Советском Союзе рок-музыки боялись едва ли не больше, чем американских ядерных боеголовок: не наши атомные грибы и чужие ракетоносители появлялись на экранах регулярно, а какой-нибудь Led Zeppelin или Uriah Heep — никогда. Мы знаем, в политбюро сидели не старые маразматики, а триединые ум, честь и совесть, которые понимали, что их зубопротезное шамканье не выдержит и получаса конкуренции с риффами Ричи Блэкмора или потусторонним голосом Оззи Осборна.

И черт с ним, с тем политбюро, а вот потенциальных музыкальных гениев новейшей музыки, бесспорно, рождавшихся и на одной шестой мира, очень жаль. Проклятый изоляционизм, тотальная цензура, техническая отсталость сломали судьбы стольких талантливых людей! Пропагандисты советской ностальгии, вспомните — в УССР не было ни одной студии грамзаписи, а несколько общеимперских виниловых заводов выдавали качество хуже, чем восковые валики Эдисона.

В Киев и вообще в Украину впервые приехал Гленн Хьюз. Свидетелям и современникам музыкальной революции не нужно объяснять, кто это. Но, поскольку мы существуем в период масскультовской Вандеи, спеленавшей прогрессивные идеи густой сеткой шоу-бизнеса, рассчитанного исключительно на деньги, стоит напомнить об этом выдающемся представителе классического рока.

Гленн Хьюз родился в 1952 году в Англии, с пятнадцати лет и поныне в музыке. Известен как певец и бас-гитарист, работавший в группах Trapeze, Black Sabbath, Deep Purple. Сейчас он лидер собственной команды, которая гастролирует под его именем — Glenn Hughes.

На «разогреве» в Октябрьском дворце работали украинцы из группы с неукраинским названием — «Вайт». Ребята честно отыграли положенное время, потрясли длинными шевелюрами и оставили сцену, не опозорившись и не злоупотребляя терпением публики...

Первый же аккорд, словно машина времени, закинул меня, да и большинство присутствующих, лет на тридцать в прошлое — Stormbringer («Буревестник») из репертуара Deep Purple пронизал и душу, и тело в тысячу раз сильнее, чем одноименное произведение Горького. Трудно описывать музыку словами, этот жанр искусства проникает в человеческое естество, обходя центры, ответственные за логические выкладки и рациональный ум. Конечно, мелодии можно описать нотами, голос — разложить на синусоиды, но объяснить, почему один музыкант доводит аудиторию до состояния почти религиозного экстаза, а другой, пользуясь теми же клавишами или струнами, влияет на эмоции не больше, чем грохот танкодрома?

Гленна Хьюза недаром занесли в музыкальные энциклопедии под именем The voice of Rock — голос рока. Никакой потери силы и гибкости голоса, использование его в классических рок-н-ролльных композициях и в почти ньюорлеанских джазовых фрагментах. Знаменитая баллада Mistreated (1974), известная в исполнении Дэвида Ковердэйла и Ронни Джеймса Дио, у Хьюза заиграла новыми, непривычными красками.

У меня иногда возникает желание отправить наших политиков на стажировку к хорошим рок-музыкантам, чтобы они приобрели навыки общения с аудиторией. Гленн Хьюз умеет донести свое сильное, жесткое и вместе с тем гуманное искусство и до первых рядов элиты, и до галерки, не имеющей денег на дорогие билеты.

Я понимаю, на сцене происходит шоу, отшлифованное годами тяжелого труда, но я искренне верю в то, что в душе Гленна Хьюза что-то щемило, когда он сказал киевлянам: «Много-много лет мы ждали этого вечера». Жаль, что мы не встретились на концерте юными, но несколько часов все мы, даже тот совсем седой мужчина в инвалидной коляске, который искренне и радостно аплодировал Гленну Хьюзу, осознали, что жизнь имеет смысл.

Под занавес Гленн Хьюз исполнил мистически величественную композицию You keep on moving, в которой есть слова о «месте, о котором не знает никто, куда даже ангелы боятся заглянуть».

К счастью, и Украина постепенно перестает быть местом, от которого шарахались даже ангелы...

Интересно, эти крылатые субстанции умеют играть на бас-гитаре?