UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ

Находящаяся в Кировограде фонотека не обделена вниманием. К ней то и дело вспыхивает общественный интерес...

Автор: Елианд Гоцуенко

Находящаяся в Кировограде фонотека не обделена вниманием. К ней то и дело вспыхивает общественный интерес. Оттенки его, впрочем, в разное время были разные. В 70—80-х годах, убедившись, что в городе создано одно из наибольших в стране хранилищ музыкальных записей, кировоградцы гордились как уникальной коллекцией, так и тем, что ее сумел создать с нуля их земляк Владимир Ворона. В те времена в Кировоград приезжали музыканты и педагоги со всего тогдашнего Союза, зная, что в местной фонотеке они найдут записи музыкальных произведений — от народных песен до опер, симфоний. К тому же музыкальные произведения дополнялись методическими разработками, конкретными рекомендациями на предмет того, как использовать музыкальное богатство в общеобразовательных и специальных школах на уроках музыки и литературы. В этот пиковый период востребованности вполне серьезно ставился вопрос о том, чтобы кировоградской фонотеке присвоить звание национальной. Но, увы, тогда не сложилось. А потом время взяло свое.

Вспышка нынешнего интереса к фонотеке окрашена уже совсем в иные, тревожные тона. Как-то незаметно, но неуклонно стала зарастать ведущая к хранилищу музыкальных фондов народная тропа. Уже не только из дальних краев иссяк поток посетителей, но даже из родного города и области все меньше педагогов да и просто любителей музыки обращаются с просьбой предоставить копию записи того или иного произведения или исполнителя.

Можно спорить, что в большей мере привело к снижению интереса к хранящимся ценностям — закрытие многих музыкальных школ, засилье попсы и снижение на этом фоне интереса к классической и народной музыке. Но одна из причин упадка лежит на поверхности. Фонды фонотеки богатейшие, позволяют услышать живые голоса выдающихся певцов и артистов, исполнение музыкальных произведений выдающимися оркестрами и хорами, однако форма воспроизведения и звукозаписи шедевров — примитивна. Как бы то ни было, но в век компьютеров и лазерных дисков иметь дело с грампластинками и магнитофонными лентами, на которых хранятся все записи фонотеки, как-то не с руки.

С одной стороны — богатство собраний, умелый профессиональный отбор произведений, а с другой — донельзя устаревшие, дедовские методы хранения и воспроизведения записей. Из-за этих противоречий по городу ползут слухи, сущность которых сводится к тому, что фонотеку для областного центра можно считать вообще потерянной.

К счастью, не все оказалось так плохо, как можно было судить по сообщениям местных газет, пишущих о неприспособленности помещения, мокрых стенах и отсыревших записях с шедеврами. Корреспондент «ЗН» встретился с главным хранителем фонотеки Владимиром Вороной на его рабочем месте, которое тот (трудно даже представить) занимает около четырех десятков лет. Все, что здесь собрано (более шести тысяч музыкальных записей), прошло через его руки, найдено и добыто им. Собирал Владимир Игнатьевич фонотеку по всему тогдашнему Советскому Союзу. Он часами может рассказывать, где и как добывал ту или иную запись, как вел переговоры со знаменитыми коллекционерами из Москвы, Ленинграда, Киева, Казани.

Собирал он музыкальные записи по всем правилам тогдашней науки. Это, кроме всего прочего, означает, что каждое из хранящихся произведений имеет по нескольку дублей, некоторые, особенно ценные, — по пять-шесть, а то и до десяти. Особую гордость главного хранителя составляет то, что ему удалось собрать записи полтысячи украинских народных песен. На пластинках зафиксированы живые голоса многих знаменитейших певцов и музыкантов, писателей и поэтов XIX и XX веков, записи произведений в исполнении известнейших чтецов-декламаторов. На пластинках запечатлены голоса В.Качалова, Н.Мордвинова, А.Вертинского, Ф.Шаляпина, М.Гришко, Б.Гмыри, И.Козловского и десятков других певцов и артистов.

Многие из хранящихся записей — редчайшие или вообще единственные из сохранившихся. Скажем, собрание украинских народных песен ценно не только своим количеством, но и тем, что исполняется знаменитейшими хорами и певцами, записей голосов которых уже давно нигде нет. Кроме отечественных, на пластинках запечатлены шедевры, исполняемые музыкантами и артистами многих стран и народов. Предметом гордости главного хранителя являются сотни произведений классической музыки — скажем, оратория Ф.Гайдна «Сотворение мира» (запись концерта 1936 года), «Реквием» Д.Верди в исполнении оркестра, дирижируемого знаменитым итальянцем А.Тосканини.

Показательно, что до недавних пор шедевры не лежали мертвым грузом. Главный хранитель привлек к работе местных музыкантов и педагогов, и на основе материалов фонотеки был разработан целый цикл методических рекомендаций для школ и других учебных заведений. Учителя немецкого, английского, французского языков, пользуясь рекомендациями и разработками, могут подготовить целые циклы занятий с использованием материалов фонотеки. В свою очередь учителя литературы имеют возможность обогатить уроки музыкальными произведениями, связанными с жизнью того или иного писателя. Особую ценность составляют научные разработки, касающиеся музыкальных произведений на стихи классиков украинской литературы — Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки.

Музыкальные записи хранятся в строгом порядке, на специально оборудованных полках. Остроумно составленный каталог дает возможность быстро разыскать любую запись.

История кировоградской фонотеки во многом показательна. Когда в середине и в конце 60-х годов в пору хрущевской оттепели наряду с другими общественными организациями начали создаваться музыкально-хоровые общества, Кировоград не остался в стороне. Музыкальная общественность здесь тоже осознала, что стремительное развитие музыкального образования требует создания основ. Как запечатлеть, сохранить классическую и народную музыку в исполнении особо талантливых исполнителей? Как донести до подрастающего поколения запечатленное в музыке мироощущение старших поколений?

В то время в большинстве крупных городов начали создаваться центры для обеспечения записями и пособиями многочисленных музыкальных школ. Да и в общеобразовательных учебных заведениях музыка и пение занимали все большее место. В том или ином виде собирали музыкальные записи во всех областных и многих крупных городах Украины. Вот только Кировоград продвинулся в этом деле дальше других. И не в последнюю очередь потому, что нашелся человек, оказавшийся способным возглавить новое дело, загореться им, сохранить первоначальный энтузиазм на долгие годы.

Владимир Ворона — автор многочисленных работ по популяризации музыки, методических разработок об использовании того или иного произведения на уроках иностранного языка, украинской или русской литературы, сборников стихов, которые он пишет для души. У него обширные связи с известными музыкальными деятелями. Трудно поверить, что он не имеет не то что музыкального или литературного образования, но и даже общеобразовательную школу не заканчивал. В раннем детстве Владимир лишился родителей, был беспризорником, потом попал в детский дом. Ему посчастливилось встретить людей, которые пробудили в нем человеческую гордость и достоинство, стремление к самообразованию. А как известно, таким методом полученные знания и убеждения становятся особенно прочными.

Все, с кем приходилось беседовать, — и сочувствующие энтузиасту, и те, кому он надоел своими просьбами помочь в сохранении уникальной фонотеки, — сходятся в одном. Пока Владимир Ворона является главным хранителем, собранный музыкальный фонд будет в порядке и в сохранности. Это действительно так. Но не следует забывать, что главный хранитель уже несколько лет как разменял восьмой десяток. И тянуть лямку одному ему все тяжелее.

К тому же хранящиеся шедевры давно пора перезаписать по современной технологии и тем самым дать им вторую жизнь. Немаловажно и то, что, зная о бедственном состоянии фонотеки, вокруг нее все активнее вьются разного рода дельцы от музыки, прощупывая через третьих лиц, нельзя ли все это богатство вывезти за границу и использовать в коммерческих целях. Но по этому поводу позиция главного хранителя однозначна: «Я собирал все эти богатства для Украины, для родного Кировограда, и все это должно остаться здесь. Надеюсь, что найдутся люди, которые выделят средства на то, чтобы переписать собранное на новой технической основе».

Хочешь не хочешь, а здесь придется затронуть крайне болезненную тему финансового обеспечения фонотеки. Руководство города, мотивируя свою позицию тем, что фонотека находится на балансе музыкального общества, вовсе устранилось от какой бы то ни было помощи. Как будто не местные учебные заведения в первую очередь пользуются записями и тематическими разработками, производящимися здесь. «Если бы не Киев, — говорит главный хранитель, — не руководство Всеукраинского музыкального общества, то не знаю, как бы и выкручивался».

Именно из Киева поступают средства на аренду помещения и коммунальные услуги. Эти средства, по мнению главного хранителя, очень бы пригодились для других целей. Надо бы кое-что срочно перезаписать, подготовлены новые методические разработки для местных школ, надо бы их издать. Но в Кировограде, где с легкостью необычайной освобождают коммерческие структуры от платы за аренду помещений, а то и передают их безвозмездно в пользование, для бедствующей фонотеки средств нет.

Уникальное хранилище музыкальных шедевров, можно сказать, держится на одном энтузиазме. Его оказалось достаточно, чтобы собрать и сохранить ценности, но мало, чтобы заведение могло успешно развиваться. В этом деле не обойтись без участия представителей нового компьютерного поколения. Только тогда, когда оно сделает шаг навстречу, уникальное содержание фонотеки имеет шанс обрести современную форму.

Устарела техника записи. Но сами шедевры, как слепок времени и таланта, не стареют.