UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ

Киевский завод художественного стекла, некогда гигант и уникальное производство, в силу сложившейся нестабильной ситуации в Украине в декабре 1997 года погасил свои печи...

Автор: Елена Сом-Сердюкова

Киевский завод художественного стекла, некогда гигант и уникальное производство, в силу сложившейся нестабильной ситуации в Украине в декабре 1997 года погасил свои печи. Тогда, при всей шоковости ситуации, все же была надежда на разумное решение проблемы. Но... Сейчас последним форпостом завода остался музей, который несомненно является национальным достоянием. И угроза уничтожения его более чем очевидна.

Вячеслав Дудин, главный художник завода: «Без помощи государственных властей, своими силами музей спасти не удастся. Но все, что делается на заводе последние пять лет, укрепляет меня в мысли, что государству не выгодно развивать собственную промышленность, тем более уникальные объекты, которым является наш завод. Но не хочется верить, что коллекция может погибнуть в ближайшее время».

Попытаемся разобраться в хитросплетениях вопроса. Для начала, чтоб очевиднее и нагляднее стало то, что теряем, немного углубимся в историю.

В «Полном собрании сочинений законов Российской империи» за 1720 год читаем: «Великий Государь указал «зеркальные стеклянные заводы завесть в Киеве в пристойном месте; и на тех заводах делать зеркальные стекла и хрустальную посуду...». В архивах Киевской губернской канцелярии хранятся материалы, подтверждающие факт реализации этого указа.

Далее, на протяжении полутора столетий, его деятельность вырисовывалась пунктирно. Только к 1880 годам картина производства становится более реальной и конкретной. К 1914 году Южно-Русский стекольный завод был одним из крупнейших предприятий отрасли на территории Российской империи. Пройдя через лихолетья революции и гражданской войны, период эвакуации в Ашгабад во время Великой Отечественной войны, завод постоянно восстанавливали, при этом наращивая мощности.

В послевоенный период Киевский стекло-термосный завод начал активную деятельность по реорганизации, для создания художественной продукции, что зафиксировано в его названии 1960 года — Киевский завод художественного стекла.

Ко времени, хронологически совпавшему с хрущевской оттепелью, на заводе формируется мощный коллектив молодых художников — Л.Митяева, В. Геншке, П. Аверков, И. Зарицкий. В данном контексте имеет смысл продолжить список художников, которые приходили на предприятие позже, но все вместе составили славу и гордость киевской школы художественного стекла, — А.Балабин, В.Затынайко, С.Смеян, И.Аполлонов, В.Дудин, С.Кадочников.

На протяжении нескольких десятилетий слава завода гремела после каждой проведенной выставки. В год он принимал участие в пяти, семи только международных выставках. Большую часть времени художники уделяли созданию массовой продукции. Если мы заглянем в наши серванты, то с огромной долей вероятности сможем обнаружить его продукцию.

Но пролистав страницы благополучия завода, коснемся периода, когда разворачивались драматические для него события. В ходе проведенной приватизации контрольный пакет акций был передан компании «Бешли холдингс лимитед» (республика Кипр), оставшаяся часть акций была поделена между Фондом государственного имущества Украины и открытым акционерным обществом «Киевский завод художественного стекла».

Из-за огромных долгов за газ и электроэнергию в 1997 году завод временно приостановился. Но оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное. Впрочем, тогда надежда на реанимацию все же оставалась.

В 1999 году из состава завода выделилась фирма «Художественное стекло», которая варила смальту для отстроенного Михайловского собора. Но по прекращении работ начался разгул вандализма. Стекловарильные печи были погашены с нарушением всех технологических норм, что их полностью погубило. Автогеном срезалось уникальное оборудование. Этот же безжалостный каток прошелся и по судьбам художников, гутников-мастеров, которые проработали на заводе всю жизнь и, кроме как восхищать магией стекла, к сожалению, более ничего не умели. Этот труд, который по затратам энергии и сил можно назвать титаническим, в одночасье оказался невостребованным. Была нарушена традиция и связь поколений, ведь работа гутников требует непрерывности процесса практического освоения ремесла.

На сегодняшний день завод объявлен банкротом. И те помещения, которые ранее сдавались в аренду, будут проданы в ближайшее время. Весьма заинтересованный сосед — Межрегиональная академия управления персоналом — с заднего крыльца уже стала заполучать заводские корпуса и территории.

Уже есть все основания написать для потомков эпитафиальное послание: «Киевский завод художественного стекла, основанный Петром I, умер, и шансов на его возрождение нет».

Но в этой истории есть еще одна важная проблема — заводской музей, который пополнялся на протяжении последних пятидесяти лет. Это была гордость завода, где представлены лучшие произведения всех художников. Его площадь — 150 м 2, количество экспонатов — более 3,5 тысячи единиц хранения. Но произведения записаны не в соответствии с музейными нормами: за единицу хранения взяты целые наборы. То есть реальное количество экспонатов — более 12 тысяч.

За годы существования музея все его экспонаты регистрировались как производственные излишки. Были у этих излишков и фонды. Но они уже разграблены, разобраны, распроданы. Очередь за музеем...

Определенная сложность ситуации связана с фактом незаконной приватизации музея. Существует постановление Совета министров № 396 от 31 мая 1994 года, где сказано: «Министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям, которые имеют коллекции, местным государственным администрациям принять меры по обеспечению надлежащего режима хранения, охраны, защиты их от хищений, пожаров, повреждений, актов вандализма, незаконного перемещения за пределы Украины, имея в виду, что в случае приватизации имущества государственных учреждений, предприятий, организаций определенные ценности остаются в государственной собственности».

Опять парадокс. Закон никто не отменял. Но в конкретном случае — с коллекцией Киевского завода художественного стекла он не срабатывает. Не будем тратить время на выяснение вопроса — «кто виноват?» Отдадим силы решению вопроса — «что делать?» И тут можно воспользоваться опытом России.

Ленинградский завод художественного стекла постигла та же печальная участь — он был закрыт, а оборудование уничтожено. Но там смогли решить вопрос с коллекцией: она была передана в Елагинов дворец. Коллекция императорского фарфорового завода, которым сейчас владеет американская сторона, осталась на территории завода, но передана на баланс Эрмитажа.

В нашей ситуации есть несколько вариантов более или менее позитивного решения. Можно оставить коллекцию на том же месте, передав ее на баланс одного из государственных музеев. Возможна передача коллекции в фонды нескольких музеев, так как все испытывают недостаток площадей хранения. Это, конечно же, повредит ее целостности, но обеспечит сохранность. Здесь замешаны и денежные интересы, а мнение художников и заводского руководства не совпадает.

Вот и пишут художники письма в городскую и президентскую администрации, в Министерство культуры и другие инстанции. Иногда письма с безрадостной информацией приходят. Их к делу пришить можно, но защитить коллекцию нельзя. В одном из ответов Главного управления культуры читаем: «До принятия Фондом государственного имущества соответствующего решения разрешить вопрос по созданию Музея художественного стекла в Киеве не видим возможным».

Но проблема все же заключается в том, что пока городские чиновники «увидят возможным» что-то предпринять для сохранения коллекции, которая несомненно является предметом государственного культурного достояния, сам предмет может исчезнуть с лица земли.

Не хочется верить, но вот печальный сценарий. Здание, в котором сейчас музей, выкупается. Новый хозяин предоставляет месяц- два на «очистку» помещения. Коллекция грузится, правда, непонятно какими силами, в один из заводских подвалов. В таких условиях вероятность боя изделий до 60—70%. А может расползтись на сувениры по частным апартаментам.

Ломать — не строить. Если мы входим в XXI век, декларируя гуманные ценности, как же можно обкрадывать себя и потомков, с легкостью и беспечностью уничтожая то, что уже создано?! Ведь макетами исторические памятники не заменить.