Гия Канчели - давний друг нашей газеты, однажды даже гостил на ее дне рождения. Интервью с маэстро - всегда радость и для нас, и для наших читателей. На днях Гия Александрович приехал во Львов - выступить в рамках ХХ Международного фестиваля современной музыки "Контрасты". Собственно, его произведениями и открылся этот фестиваль - литургия для альта с оркестром "Оплаканный ветром" и Седьмая симфония. Свой концерт во Львове маэстро посвятил памяти всех погибших за независимость Украины…
В интервью для ZN.UA композитор поделился своими мыслями о патриотизме подлинном и мнимом, рассказал о своем отношении к скандалу вокруг Михаила Саакашвили, вспомнил добрым словом Роберта Стуруа и Георгия Данелия.
- Гия Александрович, уже более 20 лет вы живете "вдали от родины". В Бельгии - комфорт, уют, европейские стандарты. А Грузия по-прежнему только строит новую страну…
- Да, я живу в Бельгии, в Антверпене… Но кто вам сказал, что я редко бываю на родине? Возможно, раньше я приезжал редко. Но теперь - четыре-пять раз в году. И Грузия как была, так и будет моей родиной.
- И все-таки, любовь к родине как-то испытывают расстояния? Возможно, именно расстояния вам и помогают лучше понять родину, глубже ощутить ее?
- Вообще-то окончательно все понять невозможно. Мне кажется, что многое я как будто понимаю. Но, к сожалению, есть какие-то явления, которые понять не могу. Сейчас заканчиваю сочинение для бельгийского национального симфонического оркестра, которое я назвал тремя шумерскими слогами: "ну-ну-зу". Что означает "я не знаю".
Как не знаю и того, что сейчас происходит на востоке Украины - этого я понять не могу! И никогда не пойму! То, что происходит в моей стране, на моей родине, что мне не нравится, тоже понять не могу.
- Ностальгия - это чувство вам присуще?
- Конечно! Она у меня есть даже тогда, когда я пребываю в Грузии. Точнее ностальгия не по Грузии, а по тем людям, которые ушли из жизни. Я все время продолжаю с ними жить, а их уже нет. И это очень трудно, потому что я остался почти один.
Вы не поверите, но я с ними разговариваю. Просто не получаю обратного ответа. Перед инструментом, за которым я сижу, у меня висят фотографии Джансуга Кахидзе, Альфреда Шнитке, других. И когда я от клавиатуры поднимаю голову и вижу их глаза, мне кажется, что они говорят: надо еще поработать, не все в порядке. Так что они мне помогают даже сейчас.
- Сохраняются ли творческие дружеские контакты сегодня с вашими замечательными коллегами, с которыми было много сделано еще в советские годы? Вот, например, Георгий Данелия, к картинам которого вы написали такую прекрасную музыку…
- Естественно, общение не прерывается. Сейчас по скайпу и по телефону общаемся. Он анимационную версию "Кин-дза-дзы" семь лет снимал, а я писал музыку. Непосредственно в последний раз мы виделись с ним во время записи на "Мосфильме", а сейчас общаемся каждые два-три дня с помощью интернета.
К сожалению, после определенных событий я перестал ездить в Россию. Отказался от четырех мероприятий, куда меня приглашали.
Очень надеюсь, что дождусь того времени, когда мне опять захочется ездить в Россию так же, как я ездил всегда.
Но сейчас я не могу туда ездить. В том числе и из-за той пропаганды, которая идет среди большинства населения, которое верит во всякие глупости, придуманные агитационные истории.
- Понимая сложность ситуации, тем не менее, не могу не спросить: в России у вас есть какие-то творческие проекты, принимаете предложения поработать там?
- У меня там не бывает "проектов". Единственный случай - сотрудничество с Робертом Стуруа, а он работает в
театре Калягина. И я писал музыку к его спектаклям. А в основном в Россию меня зовут на разные выступления. Недавно приглашали в Пермь на фестиваль, посвященный Дягилеву. Вот в этом году я не поеду в Петербург, хотя до этого времени я был председателем жюри конкурса молодых композиторов. Это связано с исполнением моей музыки.
- Нельзя обойти стороной и некоторые общественно-политические темы… Как вы знаете, сейчас бывший президент Грузии Михаил Саакашвили пребывает, скажем так, в "опале". То есть его деятельностью занимаются соответствующие органы и т.д. Творческие люди, ваши друзья и коллеги, как они оценивают его период правления - в преломлении на культурную сферу? Что было доброго сделано, а что плохого? Почувствовали ли грузины пользу от его реформ? Что думаете лично вы по этому поводу?
- Первое время его деятельность и работа его команды мною расценивалась со знаком "плюс". И я даже голосовал за него. Хотя мне никогда не нравилось название "Национальное движение". Я к этому слову отношусь с какой-то осторожностью.
- Почему?
- Потому что такими понятиями как "национальное" и "патриотизм" очень часто пользуются люди, которым это нужно только для "внешних" проявлений. А что касается сути… На мой взгляд, люди, которые по-настоящему любят свою родину, никогда не выставляют свой патриотизм и свою национальную принадлежность напоказ.
Так вот, в первое время в деятельности Саакашвили на первом месте были "плюсы", а "минусы" на втором плане. Но со временем, "минусы" вышли на первый план и начали преобладать над "плюсами". В основном это произошло уже во втором сроке его правления. Поэтому у меня к нему двоякое отношение. Очень много он сделал хорошего, интересного, но на фоне довольно плохого.
- Ваше мнение многие могли бы разделить в Грузии?
- Я не могу говорить от всех творческих людей Грузии. Могу только высказывать свое личное мнение.
- Гия Александрович, вас очень любят в Украине. И я знаю, что вы здесь часто бываете. Есть ли какие-то новые проекты, интересные перспективные планы, связанные с нашей страной?
- В Киеве 17 ноября будет премьера моего сочинения "Ангелы печали", которое я посвятил Ходорковскому в то время, когда он был в заключении. Это будет второе исполнение. Первое было в Берлине. Кроме этого получил предложение приехать в Киев 6 мая следующего года на авторский концерт. Вообще в Украине бываю часто, как и раньше.
Знаете, своей судьбой Украина мне чем-то напоминает Грузию, ведь и наша земля тоже оккупирована теми же чужими войсками…
А в Украине идет война, настоящая бойня на востоке. Вот в этом нахожу какую-то трагическую общность…
- В справочниках есть более-менее точная цифра: 40 фильмов и спектаклей, к которым вы написали музыку… Среди них, конечно, "Мимино", "Кин-дза-дза!", "Ханума". Откуда композитор черпает силы, чтобы каждое его произведение было оригинальным, неповторимым и любимым в народе?
- Не знаю, как ответить на этот вопрос. Сейчас я оркестровал новое произведение. Сидел по 12-14 часов в сутки. И так я всю жизнь работаю.
- А кроме "работы" есть еще что-то?
- Очень люблю все, что жарится на углях.
- Если можно, несколько слов о вашей семье… О детях, внуках…
- У меня четыре внука, двое детей, замечательная супруга. Один сын со своей семьей живет в Германии, а дочь живет в Тбилиси. Сын имеет косвенное отношение к музыке, потому что работает на звукозаписывающей фирме. А дочь очень долго работала в "Линкольнцентре" в Нью-Йоркской филармонии, потом - с оркестром Гидона Кремера в Балтии и наконец переехала в Тбилиси. Сейчас она воспитывает детей. От того, что она живет в Тбилиси, мне на душе теплей. Правда, собирается переехать в Лондон, а это очень близко к Антверпену, где я живу. Поездом всего два часа.
- Говорят, что вы не любите рассказывать о секретах своей творческой кухни, но, может быть, вспомните, как создавалась музыка к "Кин-дза-дза", фильму, в котором блестяще сыграл Евгений Леонов.
- Евгений Павлович Леонов играл в художественном фильме, а потом была создана версия анимационного фильма. Это два разных жанра. Знаете, в кино работаю как вспомогательная сила. Там главный режиссер, а художник, композитор, осветители, актеры работают для того, чтобы был реализован его замысел. Георгий Данелия - это режиссер такого масштаба, он всегда знает, чего он добивается. С ним работать и трудно, и легко.
Роберт Стуруа в театре работает более полвека, и большинство его спектаклей были поставлены с моей музыкой.
Я не люблю говорить о
своей музыке, потому что не знаю, что о ней говорить. Все, что я мог бы сказать, происходит в процессе работы, которая достаточно утомляет и изнуряет. Единственное мое желание - чтобы слушатель мои старания не воспринимал, как муки, а считал, что это вышло с какой-то легкостью. Очень хотел бы, чтобы зрители мою музыку восприняли с пониманием.
- Прилетев во Львов, в сегодняшнюю Украину - какие мысли и чувства испытали, оказавшись в стране, охваченной такой бедой, как война на Востоке?
- Во-первых, я все-таки рад, что даже в такое непростое для Украины время здесь звучит моя достаточно печальная и трагическая музыка. Я вообще веселую музыку пишу только тогда, когда меня об этом просят режиссеры кино или
театра. Музыка, которую пишу для себя, всегда овеяна определенной грустью, иногда в ней появляется и надежда. Вы прекрасно знаете, что время лучший судья не только в искусстве, но и в жизни.
А теперь, во-вторых… Мой следующий концерт будет в ноябре в Киеве. Так вот, мне бы очень хотелось, чтобы до этого времени ситуация в Украине стала значительно лучше…
ИЗ ДОСЬЕ. Гия Канчели родился в Тифлисе в 1935-м. Окончил Тбилисскую консерваторию. Автор симфонической и камерной музыки. Написал музыку к таким популярным фильмам, как "Мимино" и "Кин-дза-дза", а также к спектаклю Георгия Товстоногова "Ханума". Мелодии Канчели звучат в лучших спектаклях Роберта Стуруа. С
1991 года композитор жил в Германии, а с 1995-го - в Бельгии. Тесных связей с родной Грузией никогда не прерывал.