UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГИПЕРБОРЕИ» АННЫ ИПАТЬЕВОЙ

В старинном зале с огромными окнами и парадной люстрой в небесах высокого потолка жила пара голубей...

Автор: Олеся Авраменко

В старинном зале с огромными окнами и парадной люстрой в небесах высокого потолка жила пара голубей. В ожидании ремонта никто не обращал на них внимание. Они же чувствовали себя хозяевами и, когда в зале появилась хрупкая темноволосая девушка, это их не обеспокоило. Даже не заметили, что у нее карие глаза, милая улыбка, а цвет лица прозрачнее японского фарфора.

Птицы игнорировали ее появление даже тогда, когда она с помощью друзей соорудила в зале дополнительную фантастическую стену, состоящую из отдельных квадратов и прямоугольников с натянутым на них полотном. А вот когда на этой удивительной стене появились очертания людей, животных, деревьев, полей и гор, голуби стали чаще взлетать на люстру: оттуда было удобнее наблюдать за работой кареглазой девушки с детским румянцем на щеках.

И вот однажды сквозь высокое осеннее окно полился золотой водопад солнечных лучей и упал прямо на панно. Тогда голуби наконец разглядели все - перед ними лежало пространство волшебной страны, где все счастливы, не только люди, но и птицы, и рыбы... Пораженные голуби, нисколько не раздумывая, прямо с люстры ринулись в мастерски изображенное прекрасное далеко. Но в последний момент разочарованно ощутили, что между пространством старинного зала и сияющими вдали горными вершинами и морскими просторами есть невидимая, непреодолимая преграда. Разбивая воздух крыльями, они кружили залом, снова и снова пикируя на полотно в тайной надежде все-таки попасть в неизведанное.

Сердце художницы замирало от страха: ей совсем не хотелось, чтобы птицы протаранили полотно. Найти же для работы другой такой высокий зал, но без неугомонных ценителей, нечего было даже мечтать. Спасибо ректору Украинской академии изобразительного искусства и архитектуры А.Чебыкину, что разрешил работать в актовом зале академии, немного задержав ради этого сроки ремонта. Поэтому именно здесь была завершена впервые представленная узкому кругу ценителей уникальная работа аспирантки УАОМА Анны Ипатьевой - живописное панно «Гипербореи».

Молодая художница работала над «Гипербореями» в течение двух лет магистериума под руководством любимого учителя - профессора, руководителя мастерской живописи и храмовой культуры, члена-корреспондента Академии искусств Украины Николая Стороженко. Результатом явилось монументальное живописное панно 5,75х8,75 м, состоящее из сорока двух отдельных, достаточно мобильных полотен, которые, по замыслу автора, могут быть разнообразно трансформированы в архитектурном пространстве. И хотя наиболее полно и целостно они прочитываются в едином панно, в художественной галерее планетария «Персона» эти работы с 28 января по 28 февраля демонстрируются отдельными блоками, как живописный цикл, поражая зрителей глубиной замысла и цельностью исполнения.

Согласно древнему греческому мифу, гипербореи - загадочный народ, живший на севере, «за Бореем», был любим Аполлоном, а посему щедро художественно одарен. Гипербореи были жрецами и слугами бога Солнца и жили в вечной радости и благоговейных молитвах: их жизнь сопровождалась песнями, танцами, музыкой и пиршествами. А заканчивалась лишь по собственному желанию: прожив тысячу лет, они могли распрощаться с жизнью, бросившись со скал в морскую бездну. Такое себе Эльдорадо или Эдем на древнегреческий лад, где любил гостить Аполлон, путешествуя по острову на колеснице, запряженной белыми лебедями.

Анна Ипатьева попыталась выразить аполлиническую сущность мифа и собственной трактовки темы, обратившись к ницшеановскому пониманию религии Аполлона как стихии сновидений, как прекрасной иллюзорности, прикрывающей неведомую другую действительность. Панно и выглядит как сон, иллюзия, - сначала туманно, фрагментарно, но при дальнейшем созерцании набирает цвет, обретает значительность и реальность, а также разнообразие знаков и символов.

Художница собственным, почти демиургическим усилием, строит и населяет жизнью новый мир - идеальный, несколько театрализованный и отстраненный, но полный движения и развития. Он постепенно пленяет внимание зрителя и, раскрывшись для него, просто так уже не отпускает, понемногу посвящая внимательного зрителя в глубины замысла композиции и образного строя.

Анна Ипатьева сработала панно «Гипербореи» с большим чувством меры и соразмерности. Она сумела поселить в своей многолюдной и полной символов работе мудрый покой бога - творца образов, не изобразив его визуально.