UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГЕРОЙ» — ВОЛЕЮ БОГОВ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

В творчестве режиссера Дмитрия Богомазова - очередной оборот вокруг оси собственной судьбы. Спектакль «Филоктет-концерт» на сцене Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу...

Автор: Алла Подлужная

В творчестве режиссера Дмитрия Богомазова - очередной оборот вокруг оси собственной судьбы. Спектакль «Филоктет-концерт» на сцене Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу.

Действо времен Троянской войны и «удивительная история Филоктета», которому принадлежали лук и стрелы Геракла и без которых не суждено было грекам завоевать Трою. Из этой античной истории Д.Богомазов устраивает современное зрелище, расставляя акценты на моментах, созвучных больше дню сегодняшнему, пытаясь соотнести сиюминутность бытия с его вечным течением. Актуальность в наше время античных сюжетов лишний раз доказывает факт развития истории спиралеобразно, убеждая ходом событий неизменность человеческой природы на каждом новом витке. Природу эту только нужно «одеть в одежды» определенного времени и сфокусировать внимание на конкретной ситуации. Что и попытался сделать режиссер с помощью художника Александра Друганова, композитора Александра Кохановского и замечательных актеров - заслуженного артиста Украины Александра Гетманского, заслуженного артиста Украины Валерия Чигляева, Виталия Линецкого.

Начинается спектакль текстовой увертюрой, как и положено в классической театральной форме, перед закрытым занавесом, на авансцене. В интродукции, виртуозно разыгранной актерами, сразу определившими точку отсчета в характеристике каждого персонажа, завораживающим по красоте звучания гекзаметром описаны события, которые вот-вот произойдут. События, которые изменят юного сына Ахилла, Неоптолема, желающего играть на скрипке, которые вытравят тягу к прекрасному, властно захлопнув крышку футляра с инструментом. Они утвердят в вероломстве хитроумного Одиссея, приведут в еще большее отчаяние несчастного, но мужественного Филоктета.

Как и положено, все события в греческих трагедиях комментировались обязательным хором. Продолжая эту традицию, сцена после открытия занавеса явила зрителям прекрасно звучащий женский хор, в программке с юмором обозначенный как хор мирмидонских моряков. Вообще, юмора и иронии в спектакле достаточно. Начиная от нарочитой вычурности образного решения сценографии, изобразившей пещеру Филоктета на пустынном острове, украшенной роскошными бархатными креслами, телевизором и освещенной мягким светом торшера, до блистательных концертных монологов каждого персонажа, их филигранной точности ансамблевого ощущения. Своеобразно интерпретировав ритм гекзаметра, актеры как бы приближают его к современному языку. Они искусно играют фразами, меняя интонационное звучание одного и того же слова, дают почувствовать вкус этого стихотворного размера.

Спектакль «Филоктет-концерт» - многоплановый. «В Божий промысел вникая», Дмитрий Богомазов выстроил такой богатый ассоциативный ряд, что разгадывать и расшифровывать его после можно долго. Очевидно, число три для Богомазова неслучайно. Он, безусловно, ощущает его магическую сущность, потому уже не впервые дает возможность выражать свое режиссерское решение именно троим актерам. А.Гетманский, В.Линецкий, В.Чегляев талантливо реализовывают предложение «сообразить на троих», выделяя в своих персонажах наиболее яркие черты, необходимые для завершающего аккорда сотворения единой личности, воплотившей в себе всю палитру человеческих черт. Зрителю предлагается общение с этаким трехглавым героем нашего времени. Человек в трех лицах, в трех ипостасях, в трех противоречиях. Триединый герой, выполняющий волю богов и обрушивающий потом на них вину за содеянное, в желании самооправдаться. Сколько аналогий в истории и сейчас, и прежде! Как интересно наблюдать время, трансформирующее сознание людей!

И все же, многомерность пластов восприятия спектакля, на мой взгляд, отходит на второй план перед преимуществом ощущения театральности этого действа. Оно для настоящих театральных гурманов, умеющих насладиться игрой актеров, их органичностью, изобретательностью, слаженной импровизацией, как в хорошем оркестре, точным ведением своей темы. Результат всего этого - момент эстетического наслаждения, и для зрителей, и для актеров.

Каждый новый спектакль Дмитрия Богомазова - это попытка творческих исследований на глубинных уровнях. Непростой он выбрал путь на театре. Искусство, как пластилин, из которого уже кто-то что-то лепил, а теперь - он в твоих руках и лепить нужно тебе. Кажется, что в искусстве уже все сделано, все исследовано, все пути и тропинки пройдены, но прелесть пластилина, то бишь театра, состоит в том, что вариации его преобразований бесконечны. И так же многочисленны и плодотворны, надеюсь, будут последующие обороты в творческой судьбе режиссера.