В рамках V Итальянского фестиваля барокко на сцене НМАУ состоялась премьера оперы Г.Ф.Генделя "Ацис и Галатея" в постановке Open Opera Ukraine.
Гендель - немец, проживший 47 из 74-х лет при английских дворах, в основном - при королевском. Написал более 40 опер, "Ацис и Галатея" - его первое англоязычное театральное сочинение, исполненное в 1718 году. Конкурирует с оперой Генделя весьма известная партитура Ж.-Б.Люлли. Менее популярны созданные на этот сюжет произведения Дж.Эклса, Г.Г.Штельцеля, М.А.Шарпантье, Н.Порпора и И.Гайдна.
Либретто "Ациса и Галатеи" Генделя написано по мотивам "Метаморфоз" Овидия тремя англичанами - Джоном Геем (автор "Оперы Нищих"), Александром Попом и Джоном Хьюзом.
Традиционно считается, что в "Ацисе и Галатее" почти отсутствует сценическое действие и использование общепринятых средств выразительности жанра музыкальной пасторали: типичных пасторальных тональностей, определенной жанровой танцевальной основы, характерной фактуры, устоявшейся инструментовки. И признано, что в "Ацисе и Галатее" Г.Ф.Генделя, кроме национального жанра "маски", проступают признаки оратории.
Однако киевские постановщики минимизировали такие параллели: опера идет одним "блоком", без обычного для "масок" антракта. Ораториальность фактически отсутствует - режиссер Тамара Трунова максимально оживила традиционную для этой оперы статику. Спектакль очень живой, временами даже веселый и не предвещает внезапного трагического окончания - гибели героя.
14 хористов поют весьма слаженно и все время двигаются, живут (хормейстер Наталья Хмелевская). Правда, хор совсем не персонифицирован, в современных западных постановках барочных партитур хористы зачастую не одеваются одинаково, не водят постановочных хороводов, а максимально индивидуализированы, личностны, насколько это возможно по содержанию. Впрочем, такое режиссерское прочтение также имеет право на жизнь.
Очень хорош маленький оркестр: жильные струны, старинные смычки, три клавесина, две теорбы, барочные флейты и гобои, скромная, но яркая перкуссия. И известные музыканты в каждой группе, особенно струнники, стоя игравшие в оркестровой яме зала им. Василя Слипака, предположительно -чтобы ярче доносить звук. Оркестром дирижировал гость из Штутгарта, специалист по старинной музыке Йорг Халубек, который дал нашим студентам музыкальной Академии мастер-класс игры на клавесине.
В два вечера главные роли пели два разных состава солистов. В первый – Катерина Левицкая, Сергей Колесник, Игорь Воронка и Анна Твердова (Галатея, Ацис, Полифем и Деймон). Я слушала воскресный, с итальянцем Леонардо Кортеллацци в партии Ациса. Замечательный тенор, гибкий, ясный, чистый. Прекрасно играет в стиле "комедии масок", впрочем, как и остальные персонажи. Его герой трусоват, робок, несмотря на мужественную фигуру и модную легкую щетину на лице…
Инна Гусева - Галатея - держалась томно, манерно, откровенно "играя" эмоции своей героини. Пела выразительно, барочная манера прослушивалась гораздо определеннее, чем в ее интерпретации роли Дидоны год назад. Ведь барочное пение предполагает бесконечные вибрации, фиоритуры, колоратурные пассажи и свободные каденции. Аутентичное исполнение музыки барокко имеет, как ни удивительно, немало общего с современной импровизационной музыкой. Очевидно, что наши солисты работали над освоением новой для себя барочной техники, и весьма в этом преуспели.
Прекрасно пела Деймон - Дарья Новицкая. Дирижер Йорг Халубек рассказал о трактовке образа в киевском варианте. "Есть еще один персонаж - Деймон. В опере Генделя это друг Ациса, мужской персонаж - контратенор, а по замыслу Тамары Труновой это - женская роль".
"Сексапильная, прагматичная и предприимчивая девушка, - говорят о своей героине исполнительницы роли, сопрано Дарья Новицкая и Анна Твердова. - Она влюблена в Полифема, сосредоточенного на Галатее (хоть та и не проявляет к нему ни малейшего интереса). И чтобы убрать соперницу, придумывает многоходовую комбинацию, организовывая ей роман с Ацисом".
Новицкая играла навязчивую претендентку на внимание Полифема с откровенной развязностью. На мой взгляд, лучшим в этой воскресной постановке был злобный одноглазый циклоп Полифем Евгения Рахманина. Его густой, богатый и одновременно подвижный бас с легкостью одолевал витиеватые вокальные юбиляции. А глядевший через единственное уцелевшее черное стекло разбитых очков глаз метал искры и молнии в сторону соперника. В конце концов Полифем в порыве ревности убивает Ациса обломком скалы. А безутешная нереида превращает погибшего возлюбленного в вечный прозрачный источник…
Что касается костюмов, весьма нетрадиционных (их специально подготовили дизайнеры Finch), то, по моему мнению, можно было не наряжать главных героинь в плотные черные колготы, а сделать их ножки более молодыми. И… не сооружать на их головках прически в духе буфетчиц. Также были несколько лишними интерактивные картинки на заднике. Но это - дело вкуса… Опять же, всем всё можно.
Эта опера открывается прелестной маленькой увертюрой - синфонией. И заканчивается постлюдией и танцами, как и положено в английском представлении "масок". Смотреть спектакль интересно, скучать не пришлось ни минуты. И слух порадовался высокому качеству всех составляющих.