В июле-августе некоммерческая ассоциация VladOpera (руководитель Петер Шварц) вместе с украинско-белорусской инициативной группой "Опера и диалог" реализовали на Луганщине четвертый проект - "Музыка и диалог", месседж которого - "Слушать, чтобы лучше понимать друг друга".
Кроме Северодонецка, проект охватил близкие к линии разграничения Счастье, Валуйское, Попасную, глубинные райцентры вплоть до государственной границы. Всего - 10 городов и поселков.
Примечательно: как прошлым летом (данный проект реализовал в Северодонецке оперу Моцарта "Дон Жуан"), так и сейчас среди слушателей встретились и меломаны с неподконтрольной территории. Для начала их можно было определить по явному нежеланию попасть в объективы. Это нисколько не мешало всем вместе наслаждаться музыкой, участвовать в обсуждениях, выходящих порой за рамки искусства...
Данный проект профинансировало министерство иностранных дел Германии, поддержали Генеральное консульство этой страны в Донбассе, Гете-институт в Киеве, управление культуры, национальностей и религий Луганской облгосадминистрации. В него включились два учебных заведения из разных концов Украины - Северодонецкий колледж культуры и искусств им. Сергея Прокофьева и Дрогобычский музыкальный колледж им. Василия Барвинского, а также Луганский областной академический музыкально-драматический театр.
В целом по проекту работали около 80 человек. Открытые репетиции, концерты, выступления на разных площадках сопровождались живыми беседами артистов и слушателей. Это стало составной частью всех программ.
О разных сторонах общей работы рассказали менеджер проекта Анна Казакова (Беларусь), музыкальный руководитель, белорусско-немецкий дирижер Виталий Алексеенок, руководитель группы "Опера и диалог" Татьяна Плис (Украина), директор Северодонецкого колледжа Марина Яворская, концертмейстер и скрипач Юлиус Майер из Германии, виолончелистка Надежда Скоморох, куратор Ольга Урсол.
- У проекта много удаленных, незнакомых вам локаций, - как же ухитрились все наладить? - спрашиваю организаторов.
- Сперва как бы уперлись в стену, - был ответ. - Местные работники культуры в межсезонье уходили в отпуск и не брались нам помогать. Но мы подружились с активистами общественных организаций. Они оповестили людей, подобрали места для выступлений, причем зачастую весьма интересные, которые сами же и обустроили как общественный простор. Плюс к этому организовали познавательные встречи, экскурсии по своему краю.
Собственно, отпускная пора и дала возможность собраться такому неожиданному "гурту", ставшему как бы одной семьей.
- У нас оркестровые группы сформированы таким образом, чтобы вместе играли опытные и молодые музыканты, чтобы им было что обсуждать, - говорит Виталий Алексеенок.
Уточнил его возраст: известному маэстро, оказывается, всего 28 лет; но он осваивает все более сложный репертуар, стремится подниматься на новые высоты, учить других.
- Наши и дрогобычские студенты, забыв о каникулах, вовсю пользуются такой замечательной возможностью, - довольна заслуженный деятель искусств Украины Марина Яворская. - Репетируют до глубокой ночи.
- Довелось слышать на репетиции, как вы, Виталий, очень доброжелательно, но все же иногда не соглашались с самой манерой игры наших оркестрантов.
- Тогда репетировали произведения Моцарта, Шуберта, других западноевропейцев. Молодых украинских музыкантов захлестывали эмоции, что им и свойственно. Однако в западных странах стиль более сдержанный, размеренный.
- Раз уж мы идем в Европу…
- Главное тут - идти за духом самого произведения. Вы же слышали, как мы исполняли Максима Березовского, который учился в гетманской певческой школе на Сумщине, Киевской духовной академии, а потом в Болонье. Он еще в ХVIII веке объединил украинские традиции с итальянскими. Вот и мы, такие разные, стремимся к диалогу, взаимообогащению культур.
Во дворах играют классику
Слушатели полноформатных программ высоко оценили результат. В том числе прозвучавший в областном театре и районных Дворцах культуры хоровой концерт Березовского. Его и еще несколько ранее неизвестных произведений знаменитого соотечественника недавно отыскала в архивах преподаватель Донецкой, а ныне Львовской музыкальной академии, музыковед Ольга Шумилина.
Добрым явлением стала также музыкальная премьера Ольги Подгайской. Белорусский композитор написала свою пьесу "Присутствие" специально для проекта и посвятила ее нашему краю и его современным событиям. Сводный хор и яркая киевская солистка Ольга Журавель чудесно, вдохновенно пели на разных языках - по оригиналам авторов.
Открытые занятия по вокалу привлекли желающих поучиться петь. Причем совершенно разного возраста. То же можно сказать и о любителях театрального творчества. Креативная группа смогла провести четыре дня в лесном лагере Art Camp "Театр и диалог" под Кременной, а потом выступить на импровизированных площадках с уличным перформансом "Я - Ты - Город".
Мобильные камерные ансамбли участников проекта (зрелые профессионалы и студенты) выступали прямо во дворах. Там, где играют в "классики", играли не поп-музыку, а классику! Слушать их выходили целыми семьями. Концерты, диалоги доставили радость, дали простор для чувств и мыслей.
Все больше людей потянулись на "те самые" открытые репетиции в колледже. Что, как говорится, и требовалось доказать. Доказывает возможность плодотворного диалога через искусство и прошедший в нашем регионе августовский кинофестиваль-вояж с вполне серьезной программой Lampa.teens для тинейджеров. Так что вполне можно поспорить с сетованиями на то, что новое поколение по уши погрязло в гаджетах.