UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гавриил Костельник, «Ultra Posse. Вибрані твори», издательство «Гражда»

Не так давно Украина принимала патриарха Константинопольского Варфоломея. Это событие свидетельствует о серьезных сдвигах — попытке вырваться за рамки российского церковного влияния...

Автор: Богдан Пастух

Не так давно Украина принимала патриарха Константинопольского Варфоломея. Это событие свидетельствует о серьезных сдвигах — попытке вырваться за рамки российского церковного влияния. Хорошие изменения в духовной жизни видны практически во всей Украине — от Гали­чины до Луганщины. Среди свидетельств духовного выздоровления — в частности, пятиразовое переиздание «Ис­поведи» св. Августина. Затребованным явлением в интеллектуальном пространстве Украины стала и книга Гавриила Костельника «Ultra Posse. Вибрані твори», которую составил Олег Гирнык.

Не секрет, что фигура о. Гавриила довольно сложна, и потому подобрать определенные аргументы, чтобы составить целостное представление о нем, трудно. При этом имени первое, что приходит в голову, — псевдособор во Львове 1946 года, который отменил Унию, поставив вне закона Украинскую греко-католическую церковь, и где Гавриил Костельник был в «инициативной группе». Участие в этом событии выжгло на нем клеймо предателя. И нынешнее намерение Московской патриархии канонизировать о. Гавриила снова заостряет вопрос — как относиться нам к нему и его наследию, стоит ли отказываться от него в пользу соседей и сиюминутных идеологических потребностей

Вопрос непростой. Мы же не оправдываем тех, кто «сотрудничал с режимом», хотя мотивы там были, в конце концов, не менее трагические, чем у о. Гавриила. Вряд ли мы имеем право осуждать непосредственных участников этих событий, но очертить определенные «скользкие» моменты нужно, хотя бы для собственной моральной гигиены.

Г.Костельник известен и как представитель католического религиозно-философского модернизма. И здесь очерчивается довольно интересный момент. Отец Гавриил, «призывая к диалогу с модерным, секулярным миром», сам был довольно сильным оппонентом художественно-эстетичного модернизма. Мы знаем его обвинительные эскапады в адрес Владимира Винниченко в труде под красноречивым названием «Ламання душ». Досталось здесь на орехи и Ивану Франко.

Правда, тексты Гавриила Костельника после довольно основательного предисловия О.Гирныка прочитываются как-то иначе. Его хорошее знание классической философии, тенденций в церковных делах, наконец, мужество браться за новое — едва затронутое, провокативное — обещают этой книге широкую аудиторию. Кроме эксклюзивного права пользоваться архивными материалами, которые предоставила исследователю дочь о. Гавриила Кристина, составитель и автор предисловия имеет соответствующую профессию/призвание — священник. Так что когда исследовательский сюжет затрагивает нюансы Св. Литургии или вещей, касающихся определенных церковных правил, о. Олег, конечно, здесь вполне компетентен. Важно, что он не абсолютизирует фигуру Костельника, не старается оправдать его. Впрочем, как по мне, в книге вообще почти не прописан момент оценки деятельности о. Гавриила. В конце концов, это могло и не быть задачей автора предисловия.

Еще одно предостережение — уже относительно содержания книги: был ли смысл издавать поэтические произведения Г.Костельника, когда видно, что они имеют мало общего с поэзией? Есть еще немало неопубликованных философских текстов о. Гавриила — возможно, следовало бы обработать эту часть его наследия...