UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гарри Поттер, убивающий дичь без разбора

Четвертый пошел… Самый успешный в кассовом плане (за непродолжительное время демонстрации в Амер...

Автор: Алексей Конюх

Четвертый пошел… Самый успешный в кассовом плане (за непродолжительное время демонстрации в Америке и в мире) фильм о всемирно известном волшебнике «Гарри Поттер и кубок огня» скоро обживет экраны отечественных кинотеатров. Автор этих строк, ознакомившийся с премьерной картиной, предварительно деликатно советует: смотреть стоит, но детям без родителей в кинозалы вход строго воспрещен — очень страшное кино…

Не случайно на Западе прокатный рейтинг этой картины — «детям до 12-ти только в сопровождении родителей». Несомненно, это самый «саспенсный» и самый «триллерный» из четырех ныне существующих киноверсий самой популярной в мире детской книги. Мастера спецэффектов постарались — мрачный дух, за пятки хватающий ужас, под локтями щекочущий кошмар… Если б старик Хичкок дожил до наших в некоторые моменты светлых дней, он бы, наверное, снял точно так же. Правда, с учетом новейших цифровых технологий. Поскольку 63-летний английский режиссер Майк Ньюэлл, получивший гонорар гораздо скромнее, чем его предшественники (всего-то один миллион долларов!), устраивает такие расчудесья… Что говорить, если даже над созданием пронизывающего взгляда героя по имени Грюм работала целая группа супервайзеров по гриму и визуальным эффектам. Во время монтажно-тренировочного периода спецы по внешним эффектам так отцифровали нос актера Ральфа Файнса, что бедняга сам себя перепугался… Безусловно, пока это самый страшный фильм из незаконченной серии киноприключений Гарри. Но если Поттера бояться, то лучше в лес не ходить… Потому что на неведомых дорожках сразу же и начинается… Мало-помалу приходит в сознание главное зло сюжета — Волан Де Морт (тот самый файнс), которого сопровождают бывшая крыса и огромная змея. И все это видит во сне Гарри в период полового созревания… Шрам на его светлой голове почему-то ноет… А впереди целых 150 минут новых ужасов: гормональное влечение к ученице-волшебнице Чу Чанг, поездка на чемпионат мира по квиддичу, встреча с Пожирателями Смерти, борьба с драконами и водяными… И наконец, похищение Гарри самым злым волшебником, который жаждет крови подростка для своей полной реанимации.

То, что Гарри Поттер взрослеет, — очевидность. Но «взрослеет» и режиссерская рука. Майк Ньюэлл снял кино в общем-то больше для взрослых с подтекстуальным моралите: будьте внимательны к своим детям, а то чего доброго устроят такое, как на экране. Ньюэлл, кстати, вообще не церемонился ни с книгой, жестоко обрезав многие дополнительные линии 760-страничного талмуда, ни с прессой, заявив еще в период съемок, что «дети — это кровожадные маньяки, жестокие, грязные, испорченные анархисты, которые просто ждут момента, когда вырастут и смогут творить то, чего им на самом деле хочется». Такие вот уроки этики накануне предстоящего киносеанса.

Немудрено, что после очередного «Поттера» снова начнутся разговоры: Гарри — это хорошо или плохо? Дети читают. И это хорошо. Но в основном только Поттера… Это плохо?! Или лучше, чем ничего? Врачи и психологи бьют тревогу: Поттер вызывает у детей головные боли, снижение аппетита, нарушение сна. Конечно, осилить 600—700 страниц не отрываясь, без тренировки, — так вообще с ума сойти можно! И сходят... Врачам и психологам тоже повод засветиться: кто бы их слушал, если б они так активно не говорили о Поттере.

Когда талмуд для детей становится объектом всеобщего пристального внимания — в этом есть что-то нездоровое или искусственно раздутое. Всякое проявление интереса либо возмущения играет на руку ложному мифу. Конечно, о детях забыли... Ведь дети уверены, что всякий третирующий их одноклассник или излишне строгий учитель — на самом деле… злой колдун. Каждый ребенок уверен, что именно он — хороший (в меру своего понимания), и, значит, всякий, кто на него нападает — кулаками или словами, — воплощает собой Зло. Зло, которое надо победить. И кто это сделает, «если не я»? Джоанн Роулинг не нужно было особо стараться, чтобы пленить миллионы детских сердец, ведь у нее фактически не было конкуренции… Посему и процветает этот «гербалайф». Дети повально читают. Зрители ломятся в кинотеатры. Поттеровские идеи... и вот уже окрепшие умы родителей штудируют тома о Гарри, пробуют на зуб страницы, читают справа налево и по диагонали: где же тот зашифрованный подтекст, сбивающий с толку юное поколение?

Нет его. Не наблюдается. Обычная сказочная абракадабра. Что и требовалось доказать. Но деньги уплачены. А люди «подсели» на Гарри. Сериальный эффект срабатывает — хорошо ли, плохо ли, но нужно же знать «чем дело закончится»?

Гарри становится «золотым мальчиком», обращающим в деньги все, к чему прикасается. И тут истинная магия. Ведь Поттериана строится по одному и тому же принципу: каникулы, начало нового учебного года в Хогвартсе, важное спортивное состязание, происки Зла, решающая битва и чудесное спасение плюс загадки и тайны.

Лингвисты, наверное, обратили внимание, что одно из значений английского слова «поттер» — гончарный круг. Именно по такому кругу движется сюжет о волшебнике из романа в роман, из фильма в фильм. С другой стороны, герои взрослеют, у них появляются новые заботы и увлечения, и мир вокруг становится сложнее и многограннее… Читатели и зрители порою даже не успевают вырасти из этой эпопеи.

В перспективе можно было бы предположить и совсем страшное — история Поттера год за годом будет развиваться вплоть до глубокой старости героя. Правда, Роулинг не устает заявлять, что ограничится только семью книгами. Хочется надеяться, что она свое слово сдержит. Но, с другой стороны, кто сможет запретить ей писать продолжение? «Если Поттер погибнет, читатели меня придушат!». Это не шутка, а констатация.

Гарри получил свою фамилию в честь друга детства писательницы. Но вряд ли она серьезно вникала в ее семантику. Одно из значений слова «поттер» — бездарно, впустую проведенное время. Увы, сколько же часов потрачено в общей сумме на прочтение, перечитывание, на просмотр, обсуждения, споры о творении? «Поттер» — это и еще и облегченный труд для неполноценных или больных, щадящая нагрузка для дремлющих умов и душ. Комфортная, удобная литература и еще более упрощенные экранизации словно созданы для разового прочтения (просмотра) в транспорте или одним глазом по телевидению. Увидеть и забыть. А почему столько шума? А потому что брэнд. А потому что мода. И не только.

Произведения о Поттере несут и определенную мораль. Очень спорную. Весьма неоднозначную. Сам образ героя в общем-то порочен в своей сути… Как ни парадоксально, но порочен именно своей непогрешимостью. Все, что ни делает Поттер, даже нарушая запреты, оказывается в итоге правильным и единственно верным. Ведь он — избранный. Нужно ли говорить о степени детской идентификации с полюбившимся персонажем, чтобы объяснить, чем это чревато? Не говоря о том, что даже мало сведущие в педагогике люди знают, что нельзя ребенку прививать чувство собственной исключительности. Индивидуальности — обязательно. Но не исключительности. Во-первых, это приводит уже к неадекватной оценке своих же поступков. Во-вторых, несоответствие реальной личности ребенка с завышенными требованиями окружающих может привести даже к психологической катастрофе. Ведь именно в такой ситуации находится Поттер — все ждут от него только необычайных свершений. Но он-то литературный герой… А что делать обычному мальчику, у которого шрам на лбу не означает ничего, кроме летней истории падения с велосипеда? И если один младший школьник решил, что, руководствуясь книгой, можно научиться летать на венике, то не решат ли остальные, более прагматичные, что они могут сами, согласно своему представлению, проводить грань между добром и злом и точно так же наказывать это зло, уничтожая все, что кажется враждебным…

И тут стоит вспомнить еще одно, ключевое значение понятия «поттер»… В определенном контексте оно значит — «охотник, убивающий дичь без разбора». В предстоящей, решающей битве Гарри со Злом ему придется либо погибнуть самому, либо совершить убийство. Первое практически исключено. Значит, любимец детей и взрослых должен не только убить, но и найти этому возможному злодеянию подходящее оправдание. Это, конечно, вопрос… к автору. В принципе, почва для преступления подготавливается. Идеи о том, что врать нехорошо, но иногда нужно, мало-помалу уже озвучены на страницах. Осталось это перефразировать. Получится примерно как у Киры Муратовой во «Второстепенных людях»: «Деревья нельзя убивать. Плохих людей — можно, а деревья нельзя». Такая вот сказочка. Очень нужная миллионам.

Детали

Четвертый фильм о Гарри Поттере стал одним из самых дорогостоящих в истории мирового кино. Бюджет «Кубка огня» составил около 168 млн. фунтов стерлингов. Именно четвертая часть Поттерианы умудрилась побить собственные рекорды проката, собрав уже в первый уик-энд в мире 180 млн.долл. Появившись на мировых экранах только в конце года, «Поттер номер четыре» уверенно вошел в двадцатку самых прибыльных блокбастеров 2005-го наряду с «Местью ситхов», «Войной миров», «Чарли и шоколадной фабрикой», «Бэтменом», «Мадагаскаром», «Мистером и миссис Смит».

В «Кубке огня», помимо прежней крутой кинокомпании — Дэниела Рэдклиффа (кстати, самого богатого подростка Великобритании), Эммы, Уотсон, Руперта Гринта появятся и новые юные персонажи, сыгранные китаянкой Кэтти Лиу Леюнг (Чу Чанг), англичанином Робертом Паттинсоном (Седрик Диггори), болгарином Станиславом Ианевски (Виктор Крум). Изначально планировалось разбить экранизацию четвертой книги о Поттере на два отдельных полнометражных фильма. Но решили ограничиться одним. Тем более что Роулинг не устает сочинять новые сюжеты.