Пожалуй, нет статистики, где было бы точно обозначено, сколько и кем был интерпретирован «Гамлет» со времени его появления. Каждое новое поколение актеров и режиссеров мечтает о своем «Гамлете» - одиноком и несчастном, счастливом в своей жажде мести и насмерть раненном предательством, философе и юродивом, отказавшем себе в праве любить из-за смертельного яда недоверия, веками обреченном решать риторический вопрос: «Быть или не быть?».
Можно, конечно, снобистски вспоминать собственные образы, рожденные чтением переводов Пастернака или Лозинского, свято чтить увиденные и навсегда запавшие в душу в определенный момент жизни сценические и экранные воплощения, но, на мой взгляд, это значит самого себя обделить в познании мира.
3 и 4 апреля телеканал «Интер» предоставляет счастливую возможность еще раз встретиться с бессмертной трагедией. Хотя ожидать строго классической интерпретации шекспировского шедевра вряд ли стоит. «Сатирикон» - театр известный не только именами своего основателя Аркадия Райкина и нынешнего его руководителя - Константина Райкина. Его отличает постоянная готовность к эксперименту, пусть не всегда равнозначному, но мощная энергетика, всегда выплескивающаяся со сцены в зал, есть сама жизнь.
В спектакле соединились две разные культуры, яркие и удачно дополняющие друг друга. Поставил «Гамлета» всемирно известный режиссер, многолетний бессменный руководитель Тбилисского театра им.Шота Руставели Роберт Стуруа. Его Шекспир всегда говорит современным языком, точно находя болевые точки сегодняшнего дня, препарируя злободневную тему - личность и власть, которая постоянно волнует самого режиссера. Именно это, по-моему, было контрапунктом в его постановках «Ричарда III», «Короля Лира», «Макбета». Обращение к «Гамлету» не первое и, по его словам, не последнее в его творческой биографии. Несколько лет назад его английский «Гамлет» с Аланом Риксаном в заглавной роли с успехом шел в Лондоне. Спектакль в «Сатириконе» решен им как трагифарс. Даже текст пьесы был соединен из разных переводов, чтобы не отвлекала магия поэтических изысков, актеры вместе со зрителями погружаются в нервную атмосферу ритмизированной прозы.
Для Константина Райкина нынешний его Принц Датский - тоже не первый. Когда-то он играл Гамлета на малой сцене «Современника» в постановке Валерия Фокина. Время не ослабило интерес к образу, но сделало его принципиально другим, значит - новым.
Нас всех ждет встреча с великолепным актерским ансамблем, в составе которого Александр Филипенко в роли Клавдия. Стройная пластическая партитура столь свойственная Роберту Стуруа и органичная для актеров именно этого театра. Музыка Гии Канчелли и...
Впрочем, давайте посмотрим «Гамлета» в «Сатириконе» и обязательно поговорим о нем после представления.