UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гамбургские пируэты

Совсем недавно в местной опере Гамбурга по приглашению лидера тамошнего балета Джона Ноймайера состоялись два спектакля знаменитой труппы НЕТ - Национального балета Нидерландов.

Автор: Ольга Кизлова

С 2005-го голландскую труппу возглавляет Ханс ван Манен - один из самых именитых и справедливо титулованных хореографов нашего времени, который 11 июля отметил свой 87-й день рождения.

Этому выдающемуся мастеру принадлежит авторство около 120 балетов в разных голландских театрах. И в этот раз зрители увидели бессюжетную, как почти все спектакли ван Манена, постановку из четырех непродолжительных одноактных номеров на музыку разных авторов. Вариации Бенджамина Бриттена на тему Фрэнка Бриджа, Symfonieen der Nederlander Луи Андриссена, фортепианные "Сарказмы" Сергея Прокофьева и "5 танго" Астора Пьяццоллы.

Ханс Ван Манен
Hans Gerritsen и Kiran West

Ван Манен всегда стремился максимально упростить декорации, стараясь не отвлекать взоры зрителей от фигур танцующих и слух - от музыки. И в этот раз великолепные костюмы, изобретательная подсветка, особенно заметная во время поклонов, непередаваемые хореографические "рисунки", разнообразные позы сделали спектакль захватывающе прекрасным. Пируэты, антре, арабески, батманы, плие, прыжки - общее супермастерство балерин и танцовщиков, умелое сочетание классической балетной школы и танца модерн (например, ритмичные шлепки и перемещение по сцене на руках) будоражили внимание, захватывали.

Hans Gerritsen и Kiran West

Безукоризненная техника и яркое актерское мастерство всей труппы направлены на достижение художественного результата, на создание впечатляющих индивидуальных образов, и это отлично удается. У нас в стране к подобной стилистике стремятся и близки отнюдь не государственные труппы, а балет не прижившегося в Национальной опере талантливого Раду Поклитару (его Киев модерн-балет недавно показал новую интерпретацию гоголевского "Вия" на музыку Александра Родина).

"Первым номером" танцевали поставленные в 2005-м Вариации на тему Фрэнка Бриджа (ор.10, 1937), которые на музыку своего учителя сочинил Бенджамин Бриттен. Это жанровые оркестровые вариации молодого Бенджамина Бриттена. Интродукция и Тема, Адажио, Марш, Бурре классик, Венский вальс, Перпетуум мобиле, Траурный марш, Романс, Фуга и Финал. Запись струнного оркестра великолепна, но очень не хватало живого звука. Пять пар солистов и кордебалет захватили внимание публики и ввели ее в спектакль на ноте высокого накала.

Hans Gerritsen и Kiran West

Благодаря балету Symfonieen der Nederlander в 1987 г. Амстердам был отмечен как культурная столица Европы. Как следует из названия, танец исполняется на музыку голландского композитора Луи Андриссена. Это пример полной симметрии и идеальной синхронности 24 артистов. Красивейшие костюмы - синий низ и бело-черный верх - помогают созданию геометрических образов. Музыка слегка джазирована, современна и привлекательна.

Pas de Deux на прокофьевские "Сарказмы" созданы Хансом ван Маненом в 1981 г. для Клинта Фарха и Рейчел Божан, которая с 2017-го является заместителем художественного руководителя НЕТ и репетировала с солистами - Игоне де Йонг и Даниэлем Камарго - этот номер для гостевого выступления в Гамбурге. К слову, гамбургский балет уже танцевал Pas de Deux на музыку "Сарказмов", и премьера прошла в мае 1990 г. Номер - единственный - исполнялся под живую музыку (российская пианистка Ольга Хозяинова отлично сыграла популярный фортепианный цикл).

Hans Gerritsen и Kiran West

В письме Н.Мясковскому от 29 мая 1915 г. Прокофьев писал: "Я начал понемногу знакомить народ с моим последним опусом - Сарказмами (всех пять, наиболее удачные два последних). Народ хватается за голову; одни - чтобы заткнуть уши, другие - чтобы выразить восторг, третьи - чтобы пожалеть бедного автора, когда-то много обещавшего". На сцене вокруг рояля происходит танцевально-психологический "поединок" мужчины и женщины. Каждый "доказывает" собственную значимость, борется за верховенство в любовном дуэте. Женщина кажется менее амбициозной, более мягкой и толерантной. Отмечу идеальный метроритмический ансамбль инструмента и обоих солистов, полное эмоциональное единение музыки и танца.

Последний в цикле мини-балет "5 танго" создан в 1977 г. на музыку Астора Пьяццоллы. В нем нет популярнейших "Обливиона" и "Либертанго". Вся музыка Пьяццоллы - огромный, сверхчувственный, все более усиливающийся поток страсти. Красно-черные платья, черные шелковые свободные рубахи мужчин и красные цветы в волосах балерин, каждый поворот, поддержка, наклон - подлинный испано-аргентинский комок эмоций, кипящих переживаний и горячей любви.

После окончания спектакля публика овациями вызвала на сцену балетмейстера, ему преподнесли огромные корзины цветов. Вышел также Джон Ноймайер, который обошелся без слов, ведь все было понятно и приятно до слез.

В Гамбурге Ханс ван Манен четко обозначил свой балетмейстерский стиль последних сорока лет. За более чем шесть десятилетий работы в качестве постановщика он успел поработать с Роланом Пети и всеми крупными голландскими танцевальными труппами, половина его балетов поставлена для NDT. "Баланчин - мой бог!" - говорит хореограф. Ван Манен за свою карьеру получил десятки наград, в том числе за вклад в развитие европейской культуры, и даже рыцарский титул.