UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ФРАНЦУЗСКАЯ РИВЬЕРА» Ольги Петровой

Лазурный берег, Ницца, Монте-Карло, Антибы, а дальше Прованс с его строгими камнями и горячим цветом виноградников...

Автор: Наталия Сухолит

Лазурный берег, Ницца, Монте-Карло, Антибы, а дальше Прованс с его строгими камнями и горячим цветом виноградников. Роскошные пальмы, сады, витражи готических соборов, синее море с серебристыми бликами на поверхности, подвижные паруса яхт, дом друзей, преобразованный из руин XII века в готическое жилье для художников — все это приметы счастья, к которому еще не так давно украинский художник не имел отношения. Но, как писал Борис Пастернак о Венеции, и его «коснулось счастье ходить на свидания с городом, как с живым человеком». Ольга Петрова также получила возможность пережить и воспроизвести в полотнах L’amour не только с Лазурным берегом, с очарованием Ниццы, но и с Антибами, где влюбленный в Жаклин Пабло Пикассо как паж носил за ней зонтик, где жил и погиб великий авангардист первой половины ХХ в. Николас де Стайол, где грустные улочки средневекового города, как ручейки выбегают к пляжам и к причалам с роскошными яхтами. Серия живописных полотен «Французская Ривьера» Ольги Петровой — это синтез пейзажных и культурологических впечатлений автора и радостного переживания свободного, волшебного мира по имени «Франция. L’amour». Украинский зритель может ознакомиться с этой серией 31 октября — 20 ноября 2009 года в киевской загородной галерее «Коло-Заспы».

Сознанию Ольги Петровой, которая в одном лице объединяет художника, историка искусства и профессионального философа, присуща мощная культурологическая составляющая. Можно ли представить Францию без величественных соборов и скромных часовен, которые притаились в долинах среди гор? Не может быть Франции без знаменитой «лиможской эмали», без потемневших от времени фресок и сияющих витражей. Именно культурная рефлексия привела к появлению полотна «Свет» и четырех вертикальных композиций на библейские темы. Эта часть экспозиции не состоялась бы без художественного потрясения, пережитого в горном соборе под названием «Богородица у истоков» (XII век). С любовью к голубовато-ультрамариновой эмали из города Лимож скомпонован крест из синих абстрактных полотен. Географические впечатления и культурный восторг от Франции под кистью Ольги Петровой перевоплощается в цветопись — в живописную материю. Художница признается: «Мой способ трансформации впечатлений и освобожденной творческой энергии в визуальные образы основываются, прежде всего, на использовании свойств цвета». Петрова опирается на систему фовизма. Метод живописца дает понять, почему экспрессивные цветовые потоки пролились красным, сиреневым или густым ультрамарином в полотнах «Лаванда-І», «Лаванда-II», «Гора Сент-Виктуар», «Поле, вечер». Горные скалы, альпийские карнизы, поселки с засекреченными тропинками написаны в серебристой гамме, которая по душе более романтичным зрителям. Пейзажные композиции «Французской Ривьеры» — «Антибы. Ветер», «Ницца. Набережная», «Яхт-клуб», «Парусники» написаны в сине-желто-охристой гамме. Напротив, «Прованс», «Крыши. Экс-Прованс», «Гора Сент-Виктуар» горят интенсивными оттенками красного цвета, который усилен ясным зеленым. Осведомленный зритель чувствует духовный диалог Ольги Петровой с неистовым Ван-Гогом. Понятно и то, что в Экс-Провансе и у подножия горы Сент-Виктуар автору вспоминался «певец» этой местности Поль Сезанн.

В приподнятом цветовом звучании всех картин «Французской Ривьеры» есть еще одна эмоциональная составляющая. Речь идет об ауре свободы, о счастье путешествовать с кистью в руках, потрясении от встреч с тем, что, казалось бы, навсегда останется репродукциями монографий и учебников. Эти переживания свободного мира особенно остро чувствуют художники поколения 70-х — 80-х годов ХХ века, которые жили за железным занавесом. 90-е годы ХХ века принесли свободу, которой каждый воспользовался по своему усмотрению. Живописные серии Ольги Петровой последнего десятилетия — реакция на пространственную жажду предыдущих лет, ностальгия по свободе.