UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФРАК И ЛАПСЕРДАК

Представляют ли собой евреи Евразии некую общность или же кубики еврейских общин различных евразийских стран не составляют единого мозаичного полотна?..

Автор: Елена Раскина

Представляют ли собой евреи Евразии некую общность или же кубики еврейских общин различных евразийских стран не составляют единого мозаичного полотна? Этот вопрос долго тревожил учредителей Евразийского еврейского конгресса, и они ответили на него созданием нового журнала под названием «Евреи Евразии». С его помощью и будет складываться евразийская мозаика, а заодно читатели узнают о составляющих последней: еврейских общинах Армении, Белоруссии, Азербайджана, ну и, конечно, Украины с Россией.

«Еврей по форме, европеец по содержанию» — так назвал один из центральных материалов нового журнала его автор, председатель Ассоциации еврейских СМИ Украины Михаил Гурвиц. Можно было бы сказать шире: «Еврей по форме, евразиец по содержанию». Именно к такой формуле, возможно, придут в дальнейшем создатели журнала. Однако форма в данном случае определяет содержание и довлеет над ним.

Презентация журнала состоялась 18 сентября в рамках VI национальной выставки рекламы, маркетинга и масс-медиа «REX-2002», участником которой была и Ассоциация еврейских СМИ Украины. Так что, изучив представленную на своем стенде прессу, можно было решить, чего именно не хватает отечественным еврейским СМИ. Ассоциация решила: нам не хватает журнала. Ответом на эту назревшую необходимость стало появление нового печатного органа. Надо сказать, что журнал производит приятное впечатление, поскольку абсолютно лишен свойственной многим еврейским изданиям местечковости, выглядит эстетически привлекательно и стилистически выдержанно.

Что касается содержания этого печатного органа, то оно полностью соответствует программной статье Гурвица. «Еврейская европейская интеллигенция — элита — остро ощущала необходимость перемен, — пишет М.Гурвиц, — и прежде всего в повседневной жизни, в быту. Лапсердак надо было менять на фрак! И уж, конечно, на фрак знаменитого во всей Европе берлинского портного Драйзера».

Но дело, конечно, не только во фраке. Если евреи Европы и шире — Евразии — действительно представляют собой некую общность, то нужно решить, на каких трех китах эта общность покоится. Поиском и идентификацией «трех китов» и занят новый журнал. Мало предложить читающей публике некую готовую формулу, нужно еще ее расшифровать и утвердить, доказать ее право на существование. Так что у «Евреев Евразии» есть чем заняться. Посмотрим, как редколлегия журнала справится с задачей, на которую сама же и посягнула.

20 сентября, тоже в рамках выставки «REX-2002», состоялся «круглый стол» на тему «Роль национальных СМИ в содействии толерантности в полиэтничном обществе». Правда, именно об этом на «круглом столе» говорили мало. Разговор как-то незаметно соскользнул к теме Бабьего Яра и проекту построения чуть ли не на бывших расстрельных ямах еврейского общинного центра «Спадщина».

«Еврейский общинный центр, конечно, вещь хорошая, но зачем строить его в Бабьем Яру?!» — чуть ли не в один голос заявляли участники обсуждения. При этом с уст выступавших слетали одни и те же слова — «развлекательный центр». Мол, если бы в Бабьем Яру намеревались построить музей Холокоста, который бы увековечил память погибших, то это бы выглядело вполне естественно. Но общинный центр с концертным залом, театром и кафе на месте до сих пор будоражащей сознание и память трагедии вполне обоснованно представлялся участникам «круглого стола» вольным или невольным кощунством.

Еще перед началом собравшимся раздали обращение Конгресса национальных общин Украины к Президенту, председателю Верховной Рады и премьер-министру, датированное 26 августа 2002 г. В обращении, в частности, содержался следующий пассаж: «Сейчас нас намереваются убедить в том, что строительство планируется не в Бабьем Яру, а вблизи него. Но имеет ли значение, происходили расстрелы на этом самом месте или на расстоянии 200 или 600 метров от него (а именно эти цифры совершенно серьезно приводятся в качестве аргумента сторонниками проекта)? Попытка же уверить общественность в том, что спроектированное сооружение будет иметь исключительно мемориально-научно-исследовательский смысл, не является убедительной, поскольку в данном случае речь должна идти о новом проекте с новым архитектурно-содержательным наполнением».

Проект построения еврейского общинного центра в Бабьем Яру представлялся собравшимся вопиющим проявлением той самой нетолерантности, о которой, вкупе с толерантностью, и должна была идти речь на «круглом столе». Правда, исходит эта нетолерантность не от средств массовой информации, а от авторов проекта. Так что «круглый стол» следовало бы переименовать. Дело, как оказалось, вовсе не в прессе…