UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фотоаппарат Страдивари

Луи Жак Дагерр родился в год Великой французской революции. Почти через полвека он стал одним из организаторов технической и культурной революции, что, в сущности, является почти воплощением волшебной мечты...

Автор: Олег Смаль
Илья Межул «По Израилю»

Луи Жак Дагерр родился в год Великой французской революции. Почти через полвека он стал одним из организаторов технической и культурной революции, что, в сущности, является почти воплощением волшебной мечты. Сколько столетий и тысячелетий человечество всматривалось в свое отображение в зеркалах и безнадежно осознавало, что течение времени столь же необратимо и в антимире полированных поверхностей. И вдруг оказалось: обработанная паром йода серебряная пластина способна с помощью камеры-обскуры останавливать время. Фантастика!

Сколько мгновений зафиксировано за два неполных века существования фотографии? Миллиарды? А может, уже триллионы? Фотография — искусство, достойное персональной музы, — или просто последовательность физических и химических процессов, в которых человек-творец присутствует только в момент выбора объекта съемки и нажатия кнопки? Начавшаяся дискуссия, пожалуй, одновременно с появлением первого дагерротипа в эпоху тотального оцифрования окружающего мира опять стала актуальной: не уничтожат ли фотохудожников легионы любителей-обывателей, вооруженных совершенной фототехникой, доступной раньше лишь избранным? Но особенно переживать по этому поводу не стоит. Представьте гипотетическую ситуацию — каждому жителю Земли выдали по скрипке Страдивари. Зазвучит ли сразу же райский оркестр? Сомнительно. Но шансы на появление новых Паганини значительно вырастут. Понятное дело, чем больше людей возьмут в руки фотокамеры, тем вероятнее появление фотографий-шедевров.

Почти одновременно в разных залах Киева прошли три фотовыставки. Разные авторы, разные взгляды на окружающий мир, даже разные континенты, где находили объекты украинские фотомастера.

Известный путешественник и фотохудожник Станислав Мороз в галерее «Мистець» экспонировал выставку «Страна каньонов» — результат путешествия в США. Места, известные из рекламных буклетов, учебников географии, вестернов. Но взгляд Станислава на этот фантастический мир уникален и неповторим. Созерцание этих больших, технически и мастерски совершенных работ порождает осознание того, что Время — не только безжалостный разрушитель Хронос, но и одаренный безграничной фантазией творец.

Пожалуй, наивысшей оценкой выставки является запись в книге отзывов, в которой житель США констатирует, что Станислав Мороз открыл ему красоту и привлекательность природы юго-западных штатов. Американец со стыдом признает, что никогда не бывал в тех краях, но обязательно исправит эту ошибку. Великая сила искусства! Станислав Мороз обещает в ближайшее время ознакомить киевлян со своими подводными фоторепортажами. Можно с уверенностью утверждать: выставка будет неординарной.

«Зарубки на носах». Таково оригинальное название фотовыставки Виктора Кудина, экспонировавшейся в Фонде содействия развитию искусств. Из своего путешествия в Нидерланды известный архитектор и художник привез серию фотографий, на которых изображены исключительно носы, но не граждан королевства, а крупных и малых судов, как тюльпаны или корова, являющихся одним из символов этой уникальной, достойной самого пристального внимания страны. Удивительно, но за этими портретами форштевней, якорей архитектуры кораблей четко угадывается все величие этой маленькой страны. Недаром, насмотревшись на жизнь Роттердама, Амстердама, Гааги, Петр І с бешеной энергией отыскал пригодное болото и начал строить Петербург. Если бы мы в Украине прилагали к своей стране хоть один процент труда, вложенного в свою низкую землю голландцами...

Главное дело жизни Ильи Межула — открытие мира. Сотни тысяч километров по Европе в путешествиях вместе с ним прошли тысячи наших граждан. Всегда в руках Ильи фотоаппарат. Его фотоархиву мог бы позавидовать и солидный географический журнал со столетней биографией. Очередная выставка фотомастера посвящена Израилю, стране, которая, благодаря количеству первых строк информагентств, пожалуй, наиболее известна в мире. И вместе с тем она — жертва стереотипов: святые места, ортодоксальные иудеи, террор, Мертвое море. Илья Межул не обходит стороной главные символы Земли обетованной, но взгляд автора не патетический, а, скорее, бытовой, очень человечный: старые стены объединены со стеллажами туристических сувениров, прозаический апатичный кот, дремлющий на синем столе, не обращая внимания на окружающие песчано-водно-небесные виды, израильский флаг, вывешенный патриотически настроенным хозяином на обшарпанном балконе рядом с гирляндами выстиранного белья...

Такой мощный и безграничный мир, такой крохотный и беззащитный мир.