UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЛЮКСУС... ИЛИ ПЕРЕХОД ГРАНИЦЫ ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВА

29 апреля в субботу в древнем киевском урочище Гончаров, постепенно превращающемся в «центральную...

Автор: С Михновский

29 апреля в субботу в древнем киевском урочище Гончаров, постепенно превращающемся в «центральную» городскую свалку, — состоялась художественная акция Украинской Флюксус Зоны «К...РЫМ», посвященная творчеству немецкого художника-авангардиста Йозефа Бойса (1921—1986). Выбор места проведения был неслучайным. Во-первых, тема Крыма — одна из составляющих глобального художественного замысла, органично интерпретируется в этом месте. Крым, как свалка социальных и политических проблем, национальных амбиций и экологическая раковая опухоль современной Украины. Географически полуостров Крым воспроизводит своим очертанием ладонь, на которой в линиях нашей истории сверкают золотые песчинки богатейшей культуры — колыбель философской и эстетической мысли. По легенде-биографии самого Бойса, авария десантного самолета в Крыму во время второй мировой войны послужила толчком для перерождения солдата 3-го Рейха в художника, который всей своей жизнью и творчеством доказывал необходимость сохранения изначально отпущенного на долю каждой нации этнического, экологического, исторического и культурного богатства. Троеточие, как символ неопределенного продолжения, разделяет название концерта «К...РЫМ» на два образа: историческую столицу имперской Европы: Рим и на заглавную букву «К» кириллицы: оторвавшуюся птицу от днепровских берегов, одинокую чайку, парящую над горными хребтами Черноморья, подбитый самолет, анаграмму столицы Киевской Руси.

Во-вторых, урбанистический характер расположения сцены творимого флюксуса (одна из форм хэппенинга, доминирующая в эстетике самовыражения Йозефа Бойса) увидена художниками как наиболее подходящая для воплощения этого проекта. Здесь, неподалеку от фундамента разрушенной татарами Десятинной церкви, культурная заповедная территория древнего града Кия медленно умирает, добиваемая сомнительными застройками современных варваров. Обратить внимание на это и было целью группы киевских художников.

Владимир Архипов, лидер творческой группы «39,2°С», автор и инициатор многих киевских перфомансов и инсталляций, ярый апологет объективного искусства постбойсовской эпохи и Станислав Михновский — поэт и художник киевского андеграунда, принципиально противостоящие традиционным представлениям об искусстве, вынесли в этот день на суд небольшой горстки поклонников современного искусства накопившиеся материалы о Бойсе из своих мастерских. Между деревьями гончарного урочища со смотровой площадки Пейзажной аллеи, как на гигантской ладони, были видны прочерченные две дуги: из камня и из хвороста, символизирующие линии судьбы и жизни. Подоженная с обеих сторон перед началом акции дуга из хвороста, в течение всего флюксуса медленно подбирается пламенем к центру — кульминации, где смонтирована модель подобие памятника. Внутреннее расположение дуги из камня, в пику традиционной организации очага, нарочито подчеркивает протест против оков творческой стихии. Духовная сфера должна быть отпущена на свободу. Выбор материалов для художественной интерпретации темы обусловлен онтологически как первоэлементы жизнеосновы человека.

Инициативная группа, организовавшая эту акцию, объявила о создании в Киеве Украинской Флюксус Зоны и настроена в ближайшем будущем на систематическое проведение флюксусов.

Все участники флюксус-концерта выражают искреннюю благодарность всем, кто в меру возможности содействовал подготовке акции, а особенно: Гете-Институту в Киеве, «Фонду пiдтримки творчих iнiцiатив», представителям немецких компаний в Украине ОВЕК ВЕСТ-ОСТ электроник и АО «Ферросталь», а также «Украгропромстрой», без чьих идейной и материальной поддержки ничего бы подобного не было в Киеве.