UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФИНАНСОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛУВРЕ

Финансовая самостоятельность, о необходимости которой так долго говорилось, Лувру наконец-то предоставлена...

Автор: Оксана Приходько

Финансовая самостоятельность, о необходимости которой так долго говорилось, Лувру наконец-то предоставлена. С 1 января 2004 года всемирно известный музей, отметивший свое 210-летие, обретает право самостоятельно распоряжаться собственным бюджетом, который в 2002 году составил 110 миллионов евро (135 миллионов долларов). И дело здесь не только в тех 45 процентах выручки за проданные билеты, которые раньше приходилось отдавать в государственную казну. В гораздо большей степени вопрос затрагивает определение общей политики этого учреждения, как внутренней, касающейся набора персонала и организации его работы, так и внешней, заключающейся в определении закупочных приоритетов и организации выставок.

В значительной мере столь революционному решению давно назревшей проблемы способствовал тот факт, что министром культуры стал Жан-Жак Айягон, который до этого долгие годы был президентом Центра Жоржа Помпиду. Благодаря этому проблемы музеев в целом и Лувра в частности новому министру французской культуры оказались знакомыми не понаслышке.

К примеру, по причине недостаточного финансирования (не хватает денег на охранников) 26 процентов луврских галерей ежедневно оказываются закрытыми для посетителей. А с учетом того, что 90 процентов экскурсантов в обязательном порядке «отмечаются» на фоне Джоконды и Венеры Милосской, некоторые из менее посещаемых залов оказываются закрытыми для посетителей более чем в 50 процентах случаев. Сейчас руководство музея планирует сократить долю закрытых галерей до 15 процентов, а уже с 2005 года и вовсе ограничиться 10 процентами.

Еще более насущной проблемой музея является организация потоков посетителей. Стеклянная пирамида, созданная в 1989 году по проекту американского архитектора Ео Минг Пея, своими эстетическими ценностями и адекватностью окружающей архитектуре до сих пор вызывает жаркие дискуссии. Однако со своей утилитарной функцией — избавлением любителей искусства от толкучки и очередей — она уже откровенно не справляется. На этапе проектирования этого грандиозного подземного вестибюля, обеспечивающего выход ко всем корпусам музея, максимальное количество посещений оценивалось в 4,5 миллиона человек в год. А сейчас этот показатель уже достигает шести миллионов человек. Так что отказ от идеи централизованного входа в музей кажется очевидным. И дело остается только за его архитектурным решением. Тем более что сама пирамида уже стала пусть и не самой любимой, но тем не менее неотъемлемой чертой луврской архитектуры.

И все же своими приоритетами новое руководство Луврского музея считает кардинальный пересмотр закупочной и выставочной политики. А Анри Лоретти, 51-летний президент-директор Лувра, — по профессии куратор, специализирующийся на французской живописи XIX века. Однако в своей нынешней работе ему придется найти нужный баланс между национальными культурными интересами и поддержанием международного статуса музея. Тем более что переход на финансовую самостоятельность вовсе не лишает Лувр государственного субсидирования. В 2002 году размер этих субсидий составил 93 миллиона долларов, а в 2005 году он достигнет 100 миллионов. При этом 70 процентов посетителей музея составляют иностранные туристы. Хотя справедливости ради надо сказать, что на временных выставках эта пропорция меняется на противоположную, и большую часть составляют уже французы. Но даже с учетом этой статистики охват французской аудитории нынешнее руководство музея считает явно недостаточным. Ведь отталкивается оно не от тех двух миллионов французов, которые ежегодно посещают музей, а от тех 58 миллионов, которые в него не попадают.

Более того, даже среди коммерческих спонсоров Луврского музея немало иностранных компаний. В частности, японская Nippon Television выделила 3,5 миллиона долларов на создание новых галерей для Моны Лизы и Венеры Милосской. На этот раз и французские компании не остались в стороне — нефтяной гигант Total финансирует реставрацию галереи Аполлона, а финансист Мишель Дави-Вей пожертвовал 10 миллионов долларов на создание галереи английской живописи.

Переход к финансовой самостоятельности музея, несомненно, таит в себе не одни дополнительные свободы, но и многочисленные подводные камни, которые проявятся уже только в процессе свободного плавания. Правда, невооруженным глазом рядового посетителя обнаружить их, хочется надеяться, будет не так уж просто. А вот обещанное снижение цен на входные билеты, которые сейчас составляют в среднем 5—10 евро, может порадовать и нашего туриста.