UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФИЛЬМ О «ПОТЕРЯННОМ ПОКОЛЕНИИ»

Модное словосочетание «потерянное поколение» тем и хорошо, что его как ярлык можно приклеить на уроженцев любой эпохи...

Автор: Елена Раскина

Модное словосочетание «потерянное поколение» тем и хорошо, что его как ярлык можно приклеить на уроженцев любой эпохи. Каким бы благополучным и безоблачным ни был тот или иной временной отрезок, найдется достаточно поводов, чтобы охарактеризовать его с помощью знаменитого выражения Гертруды Стайн. А что уж говорить о болевых точках советской истории, особенно о Второй мировой войне! Вот где подобные сетования не только уместны, но и необходимы. Впрочем, оригинальными их тоже не назовешь.

Режиссер Михаил Шадрин при поддержке Анатолия Толстоухова и Фонда содействия развитию искусств создал полнометражный двухсерийный документально-публицистический фильм «Ave», относящийся к циклу «Окаянство. ХХ век». Фильм посвящен начальному периоду Великой Отечественной и его прелюдии — роману, который Россия, а вслед за ней и Украина, «закрутили» с кремлевским горцем. «Ave» — это рассказ о «потерянном поколении» (год рождения — 1918-й, год смерти — 1941-й), истребленных призывах Второй мировой, о всех тех мальчиках, по чьим телам Советский Союз пришел к победе над гитлеровской Германией.

Согласно режиссерской трактовке, чуть ли не единственной причиной победы СССР в этой бойне без правил оказались «истребленные призывы», «ковер из девственников», которым Сталин устлал землю, чтобы остальные дошли до рейхстага. Жертвы и только жертвы… Ни толковых полководцев (даже по адресу Жукова режиссер отпускает хлестко-уничижительные реплики), ни какой бы то ни было стратегии и тактики, предвидений или расчетов — лишь бесчисленные жертвы, принесенные на алтарь Марса. И только потому, что жертв было неимоверно много, победа все-таки пришла.

Во время премьеры фильма в Доме кино, состоявшейся 11 февраля, я все время наблюдала за реакцией ветеранов, сидевших в первом ряду. Некоторые из них не выдерживали — вставали и уходили. Должно быть, режиссерские ремарки по поводу «потерянного поколения» — их поколения — оказались для ветеранов слишком горькими. В самом деле, «лишних людей» выдумывают романисты, а мы с вами неспособны представить себя всего лишь жертвами, принесенными на чей бы то ни было алтарь. Так что преподнесенную зрителям горькую пилюлю из деликатности следовало как-нибудь подсластить. Хотя бы так, как это сделал Василий Гроссман в «Жизни и судьбе».

По словам авторского коллектива ленты, «Ave» — один из самых дорогих документальных проектов, созданных в Украине за годы независимости. И, хотелось бы добавить, — один из самых беспощадных. Не знаю, применимо ли в данном случае такое понятие, как «художественная деликатность», но в фильме ее явно не хватало. Как бы мы ни судили самих себя и эпоху, надо хоть в чем-нибудь оказаться на высоте. И я вполне могу понять ветеранов, во время показа фильма выходивших из зала. Они ведь заслуживали не только жалости, но и восхищения.

В «Ave» были впервые показаны недоступные ранее редкие кадры Сталина, Гитлера и Жукова, фрагменты первых советских цветных документальных фильмов периода 1936—45 годов, а также отдельные киноматериалы Нюрнбергского процесса. По мнению авторского коллектива, в «Ave», впервые в постсоветском кинематографе, приведены точные данные о потерях Красной армии в первый период войны, о количестве советских военнопленных и т.д. Трудно сказать, насколько на самом деле точны эти данные. Как мне кажется, их можно принять лишь в качестве гипотезы.

В пресс-релизе было оговорено, что авторский коллектив фильма не собирается вступать в полемику с В.Суворовым. Полемики действительно не было — присутствовала лишь своя версия событий. Но какими бы претензиями ни загорались создатели фильма, их версия — не абсолютно верная и не единственная. И даже в том, что касается цифр. Хотя, впрочем, в художественной убедительности ей нельзя отказать.