UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фигаро, сфера обслуживания. Франковцы дополнили Бомарше лозунгами Тимошенко и Януковича

В Национальном театре имени Ивана Франко представили потенциально кассовый блокбастер — «Женитьба Фигаро»: режиссер — Юрий Одинокий, авторство (с некоторыми оговорками) — Пьер Огюстен де Бомарше...

Автор: Олег Вергелис

В Национальном театре имени Ивана Франко представили потенциально кассовый блокбастер — «Женитьба Фигаро»: режиссер — Юрий Одинокий, авторство (с некоторыми оговорками) — Пьер Огюстен де Бомарше. О длинном спектакле про плута-слугу и сердцееда-хозяина хотелось бы отрапортовать коротко: «Иногда смешно. Заметно богато. Прелестно музыкально. Активно бессмысленно».

Предполагаемую задачу «взять кассу!» этот «Фигаро» выполнит легко и без напряга. Словно герой Бомарше, который если и соврет, то глазом не моргнет. А иной задачи, судя по всему, в этом премьерном случае не предполагалось. Спектакль Юрия Дмитриевича Одинокого, талантливого киевского режиссера, не претендует на дополнительные смыслы. И даже стыдно задаваться во время просмотра вопросами «а зачем это?», «а про что это?», «а почему то, а не это?».

Спасибо, уже на том, что создатели развлекательного трехчасового «шоу» с элементами украинского агитпропа и «Вечернего квартала» хотя бы Бомарше (а он явно мешал) в программках оставили. И не дописали рядом, скажем, иных «соавторов» — Тимошенко, Януковича, Ющенко. Так как их предвыборные «крылатости» тоже проскальзывают в сценическом дискурсе. И повергают уже лично меня в неописуемую растерянность и даже оторопь.

Нет, веселые ребята, ну нельзя уж так сразу по лбу: нам одного Зеленского хватает в телевизоре до тошноты. А чтоб «актуализировать» еще и Бомарше слоганами наподобие «Справедливість є. За неї потрібно боротись!» — так это и вовсе моветон. Это не для нас, интеллигентных людей!

...и Алексей Богданович в спектакле «Женитьба Фигаро»
По ходу постановки не оставляет одно тревожное ощущение. Будто бы ты попал не в то место и не в тот час. Хронотоп убит! «Час» так точно — не тот (как Федот). На сцене — то ли пентхаус, то ли офис. То ли «Мандарин-плаза», то ли «Глобус» (с «Метроградом» в придачу). Нечто стеклянное, хай-тэковское. И в этом холодном стеклянном подиумном пространстве почти два часа неугомонные и слегка косноязычные персонажи носятся друг за другом, пробалтывая некоторые знакомые театральной аудитории «цитаты» от Миронова и Ширвиндта — из плучековского «Фигаро» (с которым сравнения, конечно же, нет). А обаятельный босс Альмавива (глава киевского отделения Союза театральных деятелей Украины, народный артист Украины Алексей Богданович), демонстрируя повышенное возбуждение, немотивированно одержим, наверное, интеллектом подруги своего младшего друга-партнера-слуги Фигаро. Под регулярный животворный смех тысячной аудитории они то и дело увлеченно слоняются, гоняются.

Я, разумеется, осведомлен, что перевертыши классики существуют разнообразные — экстремальные, «капустные», откровенно шокирующие. Эка невидаль, нынче легче легкого швырнуть героев Шекспира или Бомарше, скажем, в хай-тек или в космос. Кто смотрел, например, относительно недавнюю киноверсию «Гамлет-2000» с Итеном Хоуком в роли офисного принца (режиссер Майкл Альмерейда), тот поймет, о чем спор. В этом случае, напомню, сознательно заданная унифицированная сверхзадача: не тронув пальцем шекспировский текст, «внедрить» его в современную среду нью-йорских деловых кварталов, а затем, потерев ручонки, отрапортовать продюсеру: а вот видите, бессмертное творение, оно же на все века, оно и в огне не горит, и в компьютере не глючит! Так это вроде и раньше было ясно. Про «века»-то.

В случае с перверсиями нашего «Фигаро» это необъяснимо совершенно.

Сама искрометная фабула Бомарше под напором режиссерского «хай-тэка» хруснула, как чипс! Это что ж, в нынешней «пентхаусной среде» — большая проблема переспать с подругой друга (или подчиненного)? Эти «веселые ребята» разве сериалы не смотрят? И про «оральный» кабинет не слышали: когда даже президент всея Америки без страстей (а-ля Бомарше) захотел — и сделал… А вы-то чего три часа носитесь друг за другом?

С другой стороны, Юрий Дмитриевич Одинокий совершил другой удивительный прорыв за горизонты драматургических форматов. Бомарше он подогнал под «каноны» Рея Куни — совсем не бездарного современного английского драмодела, который, как блины, шлепает комедии положений и сразу две из них («Номер тринадцать» и «Слишком женатый таксист») вызывают повышенный зрительский аппетит в зале соседней Русской драмы.

Украинский офисный «Фигаро» — и есть «Рей Куни» для наших богатых и не сильно начитанных (насмотренных также) театральных потребителей. Тем, кому не до высоких порывов. И этот забавный спектакль — проект из сферы обслуживания именно состоятельного зрительского класса, которому все равно над чем хохотать. Хоть над гостиничными приключениями десятка дурачков (и одного трупа) из «Номера тринадцать». Хоть над бизнес-адюльтером босса Альмавивы и его окружения.

Заметен и еще один оправданный ход со стороны режиссера. Видимо, совершенно отчаявшись найти в штатном расписании подлинных сценических «графьев» на исконные классические роли (есть Лесь Заднепровский, да и тот не задействован) или артистов хотя бы с призрачным комедийным темпе­раментом, наш постановщик (бедняга) махнул на все предрассудки рукой и отправил господ из покоев на «хауз». Там ваше место, ребята.

При этом большая сцена Театра имени Ивана Франко уже второй раз играет с режиссером в странные шутки. Ограниченные площади левобережной драмы, где у него выходили отличные цельные спектакли («Мелкий бес», «Женитьба» и другие), отчасти дисциплинировала его. «Прессовала» даже. Требовала эстетической строгости и максимальной сценической выразительности при минимуме бюджетных затрат и ограниченности сценполигона. Здесь, вроде, и денег больше. И фантазию его как джинна в бутылку обратно не загонишь. Только опасение относительно отсутствия в данном случае столь необходимых художественных «границ» (тормозов) лишь усугубляется. Как в плане общего хронометража, как и в энергетической заторможенности отдельных сцен (мизансцен)...

Так и в вопросе режиссерской аранжировки некоторых уже мифологемных образов.

Знаешь, небось, просвещенный театрал, о том, что Бомарше сочинял своего «Фигаро» словно бы торжественную оду витальной свободной личности. Тому самому, с виду маленькому человеку, который нашел в себе силы и хитрости оторваться от земного «притяжения» и разных других гнусных условностей бытия — и победил, воспарил… Именно так, пронизывая образ моцартианскими ритмами, и играл своего Фигаро незабвенный Андрей Миронов. Только, стоп, мы же договорились — без сопоставлений!

В нашем случае Фигаро играет заслуженный артист Украины Ступка Остап, популярный и талантливый артист, очень ценим его. Только в спектакле этот Фигаро выглядит каким-то потерянным, поникшим, странно борющимся — то ли за собственное выживание, то ли за честь крикливой невесты? И вроде среда его не отторгает, и вроде понарошку он с чем-то «борется», вроде нехотя. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» — сильно тянет поинтересоваться сначала у этого Фигаро, а затем и у Одинокого. Чего ж так маешься, дружок? В чем драма твоя иль комедь — посреди дурацкого гламурного бала?

А ближе к финалу удлиненного действа отчего-то вспомнилась уж совсем забавная хохма. Однажды производители безалкогольного газированного «шмурдяка» пригласили на свою презентацию Аллу Пугачеву — как раз разливали новый «бренд» очередного сладкого напитка… Артистка полчаса просидела — хлебала «ситро»; час просидела — снова хлебала. А на втором часу — совершенно трезвая — от отчаяния зарычала: «А танцы будут?» Так вот… Танцы — в «Фигаро» — будут! Отличные, кстати, танцы — с участием разнофактурных студентов Богдана Сильвестровича. Финальный дивертисмент — отменный номер, зрители притопывают-прихлопывают. Режиссер — и тот было пустился в пляс. Но вот мне (наверное, из вредности), как той Пугачевой, посреди веселого «безалкогольного» праздника отчего-то сильно захотелось иного — «хмельного». Откупорить шампанского бутылку — и перечесть.