| ||
Марк Комонько |
Концерты абонемента «Скрипичная музыка» в Национальной филармонии, пожалуй, единственная нынче возможность для киевских слушателей вживую услышать исполнителей-гастролеров действительно высокого класса. Ведь внеабонементная гастрольная жизнь находится у нас в плачевном состоянии — по-настоящему крупные исполнители появляются в Киеве спорадически, в рамках конкретного проекта. (А много ли таких проектов можно назвать? — «Гранди мистецтва», благодаря которым мы услышали Ю.Башмета в премьере «Стикса» Гии Канчели, вот, пожалуй, и все в текущем сезоне.) Поэтому интерес к филармоническим абонементам неизменно высок, каждого гастролера ждут с нетерпением, встречают благожелательно, а провожают с благодарностью. В феврале скрипичных абонементных концертов в Колонном зале им.Лысенко было два. Выступали хорошо известный киевским слушателям по прежним сезонам Марк Комонько (Украина—Германия) и солист Московской государственной академической филармонии Граф Муржа.
Оба скрипача — зрелые и интересные музыканты, оба много гастролируют, выступают с лучшими дирижерами и оркестрами мира, оба — лауреаты престижных международных конкурсов (Комонько — юношеского им.П.Чайковского и Междунарордного фонда «Молодые таланты»; Муржа — конкурса Чайковского в Москве, им.Николло Паганини в Генуе, им.Виана да Мота в Лиссабоне, им.Жака Тибо в Париже, им.Пабло Сарасате в Испании). Наконец, оба предложили интересные программы. Марк Комонько — нечасто исполняемый Второй скрипичный концерт С.Прокофьева; Граф Муржа — Третий концерт и Рондо-каприччиозо К.Сен-Санса, «Поэму» для скрипки с оркестром Э.Шоссона и «Цыганку» М.Равеля. Казалось бы, вполне достаточно оснований для самых что ни на есть благоприятных прогнозов. Однако безусловно успешными оба выступления назвать нельзя.
Особенно обидна неудача выступления М.Комонько. И дело здесь, как представляется, отнюдь не в солисте. Марк Комонько сделал все, что мог, — он, как и в прошлые разы, играл с полной отдачей, виртуозно и концепционно (как не вспомнить блестящее исполнение им в одном из прошлых сезонов сложнейшего скрипичного концерта Н.Паганини и сыгранную на «бис» «Паганиниану»!). Но все устремления, интенции, творческие инициативы солиста буквально натыкались на «неотзывчивость» оркестра, руководимого Николаем Дядюрой. Партитура прокофьевского концерта, несомненно, сложна — она, как это свойственно Прокофьеву, удивительно прозрачна, каждая линия здесь четко прослушивается, от оркестра и дирижера требуется филигранное, в первую очередь ритмическое, исполнение. Пожалуй, назвать оркестровую партию этого концерта аккомпанементом можно с большой натяжкой, ведь оркестр выступает здесь равноправным партнером солиста, конкурентом-соперником, имеющим свой индивидуализированный голос. К сожалению, в этот вечер оркестр солисту не соответствовал, был не на высоте и настоящего ансамбля, концерта-состязания не получилось. Хотелось бы верить, что причины этого досадного выступления банальны (перегруженность коллектива и недостаточность количества репетиций, например), а не сущностны (профессиональная неготовность оркестра, недавно отметившего свое пятилетие, к исполнению этой музыки, либо кризис украинского симфонического дирижирования, лишенного здоровой конкуренции и несколько изолированного от мирового процесса). Думать именно так основания есть, ведь были у оркестра Национальной филармонии, руководимого Н.Дядюрой, и очень успешные выступления — в текущем сезоне в том числе. Наконец, может быть, стоит подумать и о более систематичном приглашении гастролеров-дирижеров, которые могли бы внести свежую струю в работу коллектива?
Концерт Графа Муржи вызывает более положительные эмоции. Непростая программа, включавшая такие общеизвестные «шлягеры» классической музыки, как блестящее Рондо-каприччиозо К.Сен-Санса и искрометную «Цыганку» М.Равеля, была сыграна со вкусом, виртуозно и стильно. В концерте Сен-Санса и Поэме Шоссона была подчеркнута колористичность, столь свойственная французской школе; «Цыганка» впечатлила технической оснащенностью солиста, о котором Иегуди Менухин отозвался так: «Граф Муржа родился со скрипкой в руках, и все пришло к нему естественно: красивый звук, огромный размах экспрессии, выраженный через отшлифованную технику». Киевский слушатель имел возможность убедиться в истинности этой характеристики.
Ближайший концерт абонемента — выступление (уже ставшее традиционным) Сергея Стадлера. А там, говорят, летом приедет Ванесса Мей. К счастью, не в рамках скрипичного абонемента, который, несмотря ни на что, держит марку и высокую планку настоящего искусства. А неудач не бывает только у того, кто ничего не делает.