UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ФЕЕРИЯ НА ДУНАЕ

Рассекая границы времен года, стремительный «Боинг» венгерской авиакомпании «Малев» через час сорок минут после старта в Борисполе совершил мягкую посадку в Будапеште, доставив своих пассажиров в эпицентр весны...

Автор: Светлана Короткова
Финальная сцена балета «Сон в летнюю ночь»
Оркестр, хор, солисты под управлением Гельмута Риллинга исполняли Баха
Сцена из новой постановки оперы «Банк Бан»
Трамвай на берегу Дуная. Только вчера река начала немного отступать

Рассекая границы времен года, стремительный «Боинг» венгерской авиакомпании «Малев» через час сорок минут после старта в Борисполе совершил мягкую посадку в Будапеште, доставив своих пассажиров в эпицентр весны. По дороге из аэропорта в гостиницу нас приветствовала новорожденная, по-весеннему яркая зелень деревьев, кружил голову аромат цветущих яблонь и вишен, миндаля и абрикос, добавляя солнечному свету яркость своей бело-розовой пены, а на просторных площадях с клумб весело подмигивали разноцветные анютины глазки. Весна приветствовала нас в конце марта.

Традиционно, уже в 22-й раз, во второй половине марта – начале апреля проходит в Венгрии Будапештский весенний фестиваль. Этот грандиозный синтетический праздник искусств, который открывает весну в самом сердце Европы, соединяет в себе театр и интереснейшие выставки, балет и музыкальные вечера. Неизменный директор фестиваля, умная и аристократически сдержанная Софи Зимани говорит: «Учась на ошибках прошлого, уже с уверенностью можно сказать – будущее человечества немыслимо без сотрудничества разных народов и наций. А за неимением общего языка искусство – единственное средство общения, которым широко пользуются и язык которого понимает большинство людей».

При невероятно насыщенной программе – 158 представлений — вызывает уважение и восхищение профессиональный организаторский талант устроителей и разумный подход властей, вкладывающих в фестиваль бюджетные средства. Не из альтруизма, а понимая – все вернется сторицей. Половину фестивального бюджета, который колеблется от 60 тысяч долларов до 1 миллиона, составляют вложения Министерства культуры Венгрии, муниципалитета Будапешта и АО «Венгрия-туризм». Остальное – от спонсоров. В этом году в качестве генерального спонсора выступила компания «Siemens». Кроме того, взаимная заинтересованность держит в одной связке фестиваль, на который приезжает много гостей и зрителей, и мощную туристическую инфраструктуру.

Этот грандиозный форум искусств проходит в преддверии начала туристического сезона. Фестиваль стимулирует туристов-паломников от искусства отодвинуть временные границы традиционного туризма, привлекая в Венгрию американцев и немцев, французов и японцев, гостей из других стран, которые уже с ноября предшествующего фестивалю года могут заказать билеты на его представления через Интернет. Днем они бродят по прекрасному Будапешту, заходя в многочисленные музеи и галереи, покупая сувениры у собора святого Матяша, на улице Ваци или в прелестном городке-музее Сентэндре, вкусно едят в многочисленных ресторанчиках, отдыхают в знаменитых термальных купальнях. А вечером направляются в Академию музыки или в Национальную оперу, зал Вигодо, расположенный на самом берегу разлившегося в это время Дуная, или в Театр оперетты, не говоря уже о многочисленных церквах и залах культурных центров — кажется, нет сценической площадки в Будапеште, не задействованной в фестивальных программах. И надо отметить, что каждый из залов сам по себе – исторический памятник и произведение искусства.

Такое творчески-разумное соединение фестивального движения, любви к искусству и туристического бизнеса вызывает неподдельное уважение, если учесть, что фестивали и в нашей стране сейчас не редкость, но все они катастрофически некоммерческие и финансовой проблемой становится каждый шаг в их организации. При этом надо отметить, что развитая инфраструктура гостиниц и всего туристического сервиса рассчитана не только на толстосумов, но на людей с разной степенью достатка. Не забыты и сами хозяева – венгры, которых смело можно назвать идеальными зрителями. Цены на билеты фестивальных мероприятий, равно как и стоимость посещения различных музеев и выставок, не разняться в зависимости от гражданской принадлежности потребителя. Они колеблются от 3 до 12 тысяч форинтов (приблизительно $10 – 40). И будапештцы наравне с гостями города и страны с вдохновенной радостью внимают театрально-концертному фестивальному диву.

По традиции фестивальная программа верстается по принципу широкого показа достижений венгров в музыке, театре, хореографии и т.д. А также тех соотечественников, которые прославили свою родину на сценах мира, живя за границей. Наряду с ними в афише известные имена мировых звезд, при этом не остается за рамками внимания творчество молодых.

Главную роль в фестивальном марафоне играет музыка. И звучит под сводами будапештских залов музыка разных эпох – мудрый Бах и эмоциональный Стравинский, прозрачно-божественный Гендель и внешне сдержанный Рихард Штраус, классически вдумчивый Барток и импрессионист Дебюсси. Благодарная публика с восторгом встречала выдающихся исполнителей, среди которых был Геннадий Рождественский и Виктория Постникова, Дьердь Паук и Йене Яндо, Марк Минковский с оркестром «Музыканты Лувра – Гренобль» и Молодежный симфонический оркестр «Данубия», Камерный оркестр им. Ференца Листа с Игорем Ойстрахом в качестве солиста и Золтан Кочиш с Национальным симфоническим оркестром, французский квартет скрипачей «Квартуор Паризи» и Гидон Кремер с камерным оркестром «Камерата Балтика», новый австро-венгерский оркестр Гайдна и Юрий Башмет с «Солистами Москвы». Список этот далеко не полный, да и программа не исчерпывается лишь музыкальной составляющей.

Не менее сильная сторона фестивальной программы – опера. Венгерский камерный оперный театр показал премьеру «Орфея» Монтеверди в театре «Виксинхаз». Денис О’Ниль пел Отелло, а Кири Те Канава выступала с концертом в Будапештском конгресс-холле. «Аллилуйя» Генделя прозвучало в исполнении Штутгартского государственного оперного театра.

2002 год – год столетнего юбилея короля оперетты Имре Кальмана, и целый раздел фестиваля посвящен съехавшимся со всех концов света спектаклям на музыку Кальмана. Среди премьер – мюзикл «Анна Каренина» в театре «Мадач».

Одно лишь только перечисление фестивальных мероприятий займет порядочно места, однако, «сколько ни повторяй «халва», во рту сладко не станет», поэтому остановлюсь подробно на нескольких из них в попытке поделиться впечатлениями и эмоциями, которые они вызвали.

Не могу не начать с рассказа о самом здании Дворца Оперного театра, которым так гордятся будапештцы. Ведь именно архитектурные ансамбли главных музыкальных театров зачастую являются жемчужинами многих европейских столиц. Архитектор Миклош Ибл в постройке Дворца Оперы во второй половине ХIХ века использовал все архитектурные инвенции стиля итальянского неоренессанса, дабы приумножить роскошь. Фасад его украшен множеством скульптур, а у въезда по обеим сторонам расположены статуи выдающихся венгерских композиторов, двух Ференцев – Листа и Эркела. Фойе украшают многочисленные фрески, а потолок над роскошной парадной лестницей расписан Мором Таном.

Опера «Банк Бан» – первая венгерская опера композитора Ференца Эркела. Насколько я понимаю, такая же музыкальная святыня-жемчужина для венгров, как для нас «Жизнь за царя» Михаила Глинки или «Наталка Полтавка» Миколы Лысенко. Опера эта идет на сцене Национальной оперы уже третий век – с 1861 года — при неизменно полных залах. По моим наблюдениям и беседам в кулуарах, зрители разных поколений и различной социальной принадлежности слушают это произведение много раз в течение жизни, знают сюжетную линию до мелочей, способны оценить малейший нюанс у исполнителей, подметить самую незначительную деталь в сценографии. На этот раз новая интерпретация была сделана кинорежиссером Каелом Чаба, снявшим недавно одноименный, первый в Венгрии фильм-оперу. Именно эту постановку он решил перенести на театральные подмостки. Это масштабное, красочное историко-лирическое повествование вызвало ярую полемику у зрителей. Все без исключения признали творческой удачей партию центрального героя Банк Бан (Атилла Киш), сценографическое решение, но половина придирчивых зрителей отметила некоторую темпо-ритмическую вялость по сравнению с предыдущей трактовкой.

Вообще, как уже говорилось выше, зритель в Венгрии особый – подготовленный и благодарный. Чего стоит лишь увиденный мною на концертах партер с партитурами на коленях. И здесь речь идет не о подготовленных специалистах от искусства, а о среднестатистическом посетителе театрально-концертных действ. У нас, к сожалению, даже на филармонических концертах это давно забыто. А жаль.

О венгерском балете, который большое внимание, кроме классического репертуара, уделяет растанцовке симфонических произведений, я слышала давно, но увидела на этом фестивале впервые. Критики между собой часто шутят, что такое явление, как катарсис, пережитый вследствие театрального представления, настолько забыто, что сегодня уже относится лишь к теоретическому определению. Балет «Сон в летнюю ночь», поставленный Ласло Шереги по одноименной пьесе Вильяма Шекспира, по мановению волшебной палочки превратил теорию в практику. Великолепное, тактично продуманное сочетание музыки Мендельсона, старых английских баллад и современной электронной музыки ткут цельную музыкальную основу спектакля, удивительно органично сочетающуюся с литературным либретто, которое практически не отступает от шекспировского первоисточника. Сценографическое решение и свет полны выдумки и неподдельной пластической красоты, но оставляют сценический простор для исполнителей, органично дополняя создаваемые ими характеры. А из исполнителей даже трудно выделить кого-то особо, будь это один из героев или персонаж второго плана, настолько совершенна их хореографическая подготовка, основанная на Вагановской школе, и актерское мастерство, настолько близкое к хорошему театру, что, кажется, глядя на сцену, слышишь реплику за репликой шекспировский текст.

С удивлением узнала, что постановщику спектакля за семьдесят. По количеству и качеству придумок и эмоций Ласло Шереги мог бы позавидовать любой брызжущий идеями юный гений. «Сон в летнюю ночь» не первое и не последнее обращение мастера к английскому классику. Недавно увидела свет его хореографическая трактовка «Укрощения строптивой». Остается надеяться, что наш зритель сможет познакомиться с оригинальным венгерским балетом, не выезжая из Киева. Ведь мы, к сожалению, знакомы с венгерским театром так же мало, как и венгерский зритель с нашим. В обширную фестивальную программу представители нашей культуры, музыки, театра не вписались. Чья же это леность ума или досадная ошибка, которую мы все в силах исправить.

Дни, проведенные на Будапештском весеннем фестивале, пролетели мгновенно, оставив по себе дивные воспоминания о духовном равновесии, доброжелательном профессионализме милых хозяев из туристического ведомства Венгрии, любезно пригласивших нас и подаривших тем самым две весны – сначала в Будапеште, а потом в Киеве. А ведь такое путешествие вполне доступно многим из нас, надо лишь преодолеть собственную косность, а подобрать приемлемый финансовый вариант – не проблема. Подарите себе две весны…