UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ ЗАКРЫТ

Пятый международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» прошел в Одессе в обстановке праздничной, но немного грустной...

Автор: Мария Гудыма

Пятый международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» прошел в Одессе в обстановке праздничной, но немного грустной. На предваряющих его пресс-конференциях устроители подчеркивали: нет никакой уверенности в том, что удастся провести следующий музыкальный форум. Все эти годы основную финансовую и организационную поддержку оказывал международный фонд «Відродження», что помогало оплатить питание и проживание гостей фестиваля. Дорожные расходы и гонорары брали на себя зарубежные культурные фонды и представительства.

Неужели лишится Украина яркого, самобытного фестиваля?

- Ни в одном постановлении фонда не зафиксировано, что «Два дня и две ночи новой музыки» лишаются финансирования, - говорит координатор культурных программ МФ «Відродження» Катерина Ботанова. - Все будет зависеть, как и обычно, от результатов конкурса проектов, в жюри которого работают очень квалифицированные специалисты. Кроме того, важны финансовое состояние фонда на момент проведения следующего фестиваля и форма, в которой устроители подадут свой проект...

Остается надеяться на лучшее. Как бы то ни было, на отечественных спонсоров элитарному в хорошем смысле этого слова фестивалю рассчитывать было бы, по меньшей мере, опрометчиво - у них явно другие приоритеты в сфере искусства, да и законы не стимулируют этот вид денежных вложений. Уникальная форма проведения «Двух дней и двух ночей» помогла максимально удешевить проект. За двое суток выполнялась программа обычного двухнедельного концертного марафона, что вдобавок обеспечивало высокую плотность впечатлений. Артистичный директор фестиваля, одесский композитор Кармелла Цепколенко была известна в Европе и до того, как ассоциация «Новая музыка» основала «Два дня и две ночи». Деятельность Кармеллы была важнее для Одессы, чем для нее самой. В итоге к одесситам приблизился целый пласт современной культуры, а о том, что отношение к Украине в мире изменилось в лучшую сторону, и говорить не приходится. География фестиваля обширна: страны Европы, Азии, Америки... И никто из музыкантов не покидал Одессу без желания вернуться в будущем году.

И на этот раз концерты, проходившие в одесском Центре украинской культуры, посещались публикой разных возрастных категорий. Но особенно много в зале было молодежи.

Для них возможность услышать и увидеть опыты выдающихся современных мастеров, не выезжая из своего города и не тратясь на билеты (пригласительными были обеспечены все желающие), поистине бесценна. Кто сказал, что все самое интересное должно происходить только в столицах? Качественные записи современной музыки для интеллигенции по-прежнему труднодоступны, а на фестивале можно стать свидетелем мировой премьеры произведения, еще не записанного на диск (среди них - Второй струнный квартет Сергея Кравцова, «Синопсис симметрий» Юлии Гомельской, «Ломтик неба» Алены Томленовой).

Многих удивило, что наряду с композиторскими сочинениями звучала аутентичная народная музыка Монголии (ансамбль «Пента-Тон») и Армении (Геворк Дабагян с изумительной армянской флейтой - дудуком), демонстрировались танц-перформансы с элементами традиционного корейского театра и балета (неподражаемые исполнительницы из Южной Кореи Мун-Джа Ох, Юнг-Джа Банг-Чо и Юнг-Хе Ли). Удивляться, однако, не стоит. Композиторское искусство по-прежнему питается идеями народного, что особенно очевидно в сочинениях Ваче Шарафьяна, Рашида Калимуллина, Сергея Пилютикова, Евгения Станковича, Виолетты Динеску, прозвучавших на фестивале.

- Мы попали на фестиваль впервые, - говорит Лувсанноров Оюнчимег, солистка ансамбля «Пента-Тон», исполнительница на монгольском трехструнном щипковом инструменте шударге. - Наши впечатления от увиденного, услышанного, от организации праздника ни с чем не сравнить. Этот фестиваль должен жить, должен продолжаться. Самые горячие благодарности можно принести устроителям.

В последние часы фестиваля, глубокой ночью, Кармелла Цепколенко поздравила с пятидесятилетним юбилеем президента «Двух дней и двух ночей новой музыки», дирижера и перкуссиониста Бернхарда Вулфа, вручив ему нагрудный памятный знак, что-то вроде медали, на которой нуль в цифре «50» содержит эмблему музыкального форума. Пять последних лет своей жизни господин Вулф связал с одесским фестивалем и жизнь дальнейшую без него не представляет. Как всегда, Бернхард Вулф продирижировал блестящими выступлениями ансамбля перкуссии Высшей музыкальной школы Фрайбурга (Германия). Не хотелось думать, будто это и вправду происходит в последний раз.

Конечно же, не стоит утверждать, что на «Двух днях и двух ночах» звучат сплошь шедевральные произведения. Но любой слушатель совершает для себя подлинные открытия в фестивальной программе, обогащается впечатлениями, которые остаются в душе и памяти. В числе интереснейших, на мой взгляд, концертных номеров нынешних «Двух дней и двух ночей» - танц-перформансы «Прасоната» и «Маска» немецкой гостьи Арилы Зигерт, интернациональный дуэт одесситки Елены Стаховской (сопрано) и венца Альфреда Мелихара (аккордеон), выступление Стокгольмского квартета саксофонов, ансамбля «Нойе Мюзик Цюрих», одесских коллективов «Фрески» и «Гармонии мира», немецкого виолончелиста Фридриха Гауверки...

Не перечислить и не осмыслить в беглых заметках всего происшедшего. Сделать это предстоит музыковедам, посещавшим мастер-классы гостей фестиваля в Одесской консерватории. Хочется порадоваться за всех нас, получавших последние пять лет мощную идейную и технологическую подпитку на фестивале. А еще - выразить надежду на то, что стремительно меняющаяся жизнь все же подскажет выход, благодаря которому «Два дня и две ночи новой музыки» будут существовать.