UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ В ОТСУТСТВИИ «ДЖОНИ»

- Отличный бросок, Джони! - Я не Джони... - «Джони» - это, вроде, «эй, ты!» Но значительно лучше! (Диалог и...

Автор: Владимир Войтенко

- Отличный бросок, Джони!

- Я не Джони...

- «Джони» - это, вроде, «эй, ты!» Но значительно лучше!

(Диалог из фильма английского режиссера Джо Шупа «Разыскивается» - победителя 24-го Киевского международного кинофестиваля «Молодість» в студенческой конкурсной программе).

В Киеве на протяжении девяти дней - с 22 по 30 октября - внимание к кинематографу было таким, какое он заслужил своей почти столетней историей. Скорбные мысли о «киногеронтологии» развеивались у входа в Дом кинематографистов - при виде бушующей публики, пытающейся всеми правдами и неправдами попасть на просмотры. Но все же разговоры «о кризисе кино» вспыхивали то тут, то там, когда зрители выходили из зала после очередного сеанса. Впрочем, 24-й Киевский МКФ «Молодість» предложил нашему вниманию такое количество фильмов, школ, стилей, направлений - впору запутаться: ну что, что на самом деле происходит в мировом кинематографе?!

А что происходит в жизни?

Вот ситуация. Пусть анекдотическая... Начинающий украинский режиссер Игорь Мыленко (его фильм «Русский народный триллер» демонстрировался во внеконкурсной программе «Молодості») во время фестиваля снимал рекламный ролик, кажется, в казино «Голливуд». Загримировали актеров, выставили осветительные приборы. Режиссер: «Тишина в зале! Камера! Мотор!» Подходят трое с бритыми затылками: «Чувак, ты что - самый крутой, да?»

Ну вот. А в какой степени «крутыми» оказались молодые режиссеры, фильмы которых соревновались в конкурсе? Скажем так, достаточно «крутыми» - судите сами...

Юная монахиня Анна, героиня студенческой ленты «Quam mirabilis», в неразумном, но неистовом гневе на Бога разбивает оземь крест с Распятьем. Именно этот жест стоил награды талантливой картине режиссера Альберто Рондалли. Правда, жюри не обошло итальянскую картину почетным дипломом. А исполнительница главной роли Джада Балестрини, разделила приз имени Ива Монтана - лучшей молодой актрисе - с Ириной Цымбал, сыгравшей в ленте Натальи Андрейченко «Шамара» на грани нервного срыва.

Фильм этот - один из мощнейших дебютов в полнометражной программе. Энергетика картины, ее героев - агрессивна и неистова. «Простая история о Зине Шамариной, ее любовь и ее войну рассказана весьма непросто. Она соткана из вспышек полубольного сознания героев - в коллективном сознании общества.

А победила в категории полнометражных фильмов «Певица Жозефина и мышиный народ» Сергея Маслобойщикова (Украина-Германия). Впрочем, из Германии тут - обеспечение технического качества ленты не больше. Фильм же, как и «Шамара», снимался на киностудии имени Александра Довженко. Его драматургическая основа - произведения Франца Кафки. Наверное, это именно та фестивальная лента, которая вызвала наибольшие споры, развела зрителей по полюсам, втолкнула киногурманов лбами. Что стоит за «Певицей Жозефиной...», кроме изысканно-вызывающей формы (оператор - Александр Шумович), за которой большинство не смогло уловить многослойного философского содержания ленты? Безусловно, подробный разговор об этом еще впереди...

Многих киевских зрителей шокировал победитель среди короткометражных игровых фильмов - «Измаель» грека Джорджа Зафириса. Эта яркая и визуально красивая лента находится в системе координат поэтического кинематографа. «Не учился ли режиссер в Киеве?» - спрашивали наши, иронично улыбаясь». Зато гости, приехавшие и с Запада, и с Востока, искали в украинских фильмах признаки того, что они в первую очередь связывают с феноменом именно «поэтического кино». Конечно, с одной стороны, стереотип восприятия. Не стоит сводить тот или иной национальный кинематограф к одному-единственному течению. Но с другой, наверное, правы члены международного жюри - французский критик Мишель Левье и польский режиссер-аниматор Ежи Куча, буквально умолявшие наших молодых: не копируйте западные образцы - заведомо окажитесь в проигрыше; и глупо забывать о традициях, они - подспорье ваше.

Надо отметить, что фестиваль предоставил в этом году счастливую возможность воочию убедиться, что национальная кинотрадиция - это не досужий вымысел, какими бы разными ни были фильмы, представляющие ту или иную школу. И примечательно, что в конкурсной программе приз «Кодака» - пленка на съемку фильма - достался не отдельной картине, а Венгерской киношколе - сразу за три картины.

В анимационном конкурсе равноправные призы получили две российские ленты почти вызывающего содержания. «Рассказ о чуде из чудес» Ольги Флоренской - политико-исторический лубок «митьковского» содержания, к которому приложили свои таланты также Борис Гребенщиков и Сергей Курехин. «Гагарин» Александра Харитиди - уморительный анимационный анекдот о будущей бабочке, т.е. гусенице, преждевременно испытавшей все прелести «полета в автоматическом режиме». Именно точный и смелый выбор названия ленты, по сути, делает ее настоящим, неодномерным произведением искусства.

Неодномерности на фестивале хватало. Образно выражаясь - в ретроспективах фильмов Ингмара Бергмана и Дерека Джармена, Саша Вьерни и Ежи Кучи, Аки Каурисмяки и в последней картине - «Увы, я» великого Годара. А буквально - в двух конкурсных лентах, снятых с помощью компьютерной техники: «Счастливых покуронов» (ФРГ) и «Тоталь!» (Франция),

Своеобразной изюминкой «Молодості» в этом году стал «Синематон» француза Жерара Курана - «самый длинный фильм в мире». Начиная с 1978 года Куран снимает 3,5-минутные портреты выдающихся людей современной культуры с целью создать для истории уникальный архив (уже насчитывает более 1700 сюжетов). В Киеве господин Куран не только демонстрировал свой «Синематон» на видео, но и пополнял его, фиксируя на пленку портреты известных украинских кинематографистов.

Да, но пора уже сообщить, что жюри, возглавляемое Ангелой Хаардт, директором МКФ в Оберхаузене, перманентно преодолевая рифы творческого общения, так и не смогло определить обладателя Гран-при. А жаль. Потому что претенденты на высшую награду, безусловно, были.

Так или иначе, благодаря генеральному спонсору фестиваля - корпорации «Walfor Managment» - победителей, после престижных треволнений, решили отправить на отдых - на Канары. Вполне заслуженно. Ибо их фильмы дают гарантию того, что кинематограф еще не исчерпал себя и готов без паники встретить второе свое столетие...