UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ В ЧЕСТЬ ПЬЕРО

Мы, увы, начинаем привыкать к тому, что театр бывает истеричным, циничным и агрессивным. Но утешьтесь, друзья, добрый театр все еще существует...

Автор: Елена Раскина
А.Филиппенко в «Мертвых душах»

Мы, увы, начинаем привыкать к тому, что театр бывает истеричным, циничным и агрессивным. Но утешьтесь, друзья, добрый театр все еще существует. И есть даже Международный театральный фестиваль с таким многообещающим названием. А фестивалю этому недавно исполнилось десять лет.

Первый Международный театральный фестиваль «Добрый театр» состоялся в г. Энергодаре Запорожской области в 1992 году. С тех пор маленький городок атомщиков, построенный некогда для обслуживания Запорожской АЭС, стал одной из театральных столиц Украины. Фестиваль здесь проводится каждые два года, и приобретает все больший размах. Тем более что нелегкое искусство гостеприимства у организаторов и учредителей «Доброго театра» — отдела культуры Энергодарского городского совета, ОП «Запорожской АЭС», КСБУ АО «Днепроэнерго», Украинского ядерного общества и Запорожской энергетической корпорации — даже не в чести, а в крови. Гостей здесь принимают с таким радушием, как, наверное, не принимают и в Авиньоне. А жители города прямо-таки бредят театром.

Вам, наверное, кажется, что многое из сказанного выше, гиперболизация и идеализация? Нет, чистая правда. Конечно, пока не побываешь в Энергодаре, поверить в такую театральную идиллию трудно. Но когда побываешь, верить приходится. Факты заставляют. К тому же, театроманы-атомщики, а точнее — Хмельницкая АЭС и Украинское ядерное общество, учредили недавно еще одно действо — Всеукраинский фестиваль театрального искусства городов-спутников АЭС Украины «Золотая маска» — и с успехом провели первое такое мероприятие. Словом, атом может быть не только мирным и добрым, но и театральным.

Эмблема Международного театрального фестиваля «Добрый театр» — очаровательный Пьеро, поливающий цветы искусства из колокольчика-лейки. Собственно говоря, сначала символом «Доброго театра» был один лишь серебряный колокольчик, но потом возник добряк Пьеро — в противовес циничному и злоречивому Арлекину. Открытие фестиваля — всегда нетрадиционное — на этот раз оказалось антисолидным: президент «Доброго театра» М.Изосимов въехал на сцену энергодарского ДК «Современник» на подростковом велосипеде, увешанном разноцветными шариками. Несерьезный тон был задан, и ему организаторы фестиваля старались следовать до конца. А еще говорят, что атомщики — люди солидные и степенные… Может быть, так оно и есть, но только когда дело не касается театра. Театр, а особенно — добрый, делает их детьми.

Первым спектаклем нынешнего энергодарского фестиваля, на который съехались театральные коллективы из Украины, России и Болгарии, стала «Женитьба», поставленная А.Жолдаком в Черкасском областном музыкально-драматическом театре. Спектакль этот предъявили киевлянам в рамках прошлогоднего «Березилля», так что киевская публика уже успела составить о нем некоторое представление. К чести Жолдака следует сказать, что на этот раз он предусмотрительно убрал из программок всякое упоминание о Гоголе и отделил собственные болезненные фантазии на тему «Женитьбы» от гоголевской пьесы. Раньше режиссер, не стесняясь, клеил на свою театральную продукцию испытанные этикетки классических текстов.

В целом «Женитьба» — самый мягкий из жолдаковских спектаклей. И тех, кто видел «Тараса Бульбу» или «Трех сестер», эта постановка напугать не в состоянии. Тем более что актерский состав для спектакля на редкость хорошо подобран, и от черкасской труппы Жолдаку удалось получить такую отдачу, какую он никогда бы не «выбил» из киевских звезд. Впрочем, «король скандала» «раскрутил» Черкасский музыкально-драматический театр. Так, «Женитьба» едет на Международный театральный фестиваль в Гренобле и, может быть, вернувшись оттуда, Жолдак возьмется за французскую классику. С Гоголем он ведь уже свел счеты! Так что пусть теперь трепещут французы…

Однако гвоздем фестивальной программы была не «Женитьба», а моноспектакль Александра Филиппенко «Мертвые души. Последние главы». Приезд Филиппенко в Энергодар стал настоящей сенсацией, а зрительный зал был набит до отказа. Конечно, телевизионную версию коронного спектакля Филиппенко видели многие, но на этот раз жителям города и гостям фестиваля представилась уникальная возможность лицезреть актера вживую. И, надо сказать, что он оправдал все ожидания.

Филиппенко — актер деталей, мелочей и многозначительных недомолвок. Никаких трагических воплей и истерических восклицаний, ничего утрированного и надоедливо провокационного и, Боже упаси, никакой вульгарщины. Все выверено, отточено, заключено в рамки чистого и строгого стиля. Наверное поэтому для Александра Филиппенко неприемлемо «облегчение участи» — если уж писать, то пером, а если играть, то ювелирно.

На пресс-конференции, состоявшейся на следующий день после спектакля, актер назвал нынешних беллетристов «компьютерщиками», что, конечно, не умаляет их таланта, но подчеркивает некоторую его облегченность и легковесность. «Фридрих Горенштейн был последним из тех, кто писал ручкой!» — воскликнул Филиппенко. Конечно, ювелирных дел мастера среди актеров и режиссеров еще не повывелись, но театральные «компьютерщики» давно и надолго вступили в свои права. И Жолдак, увы, на мой взгляд, относится к их числу.

Конечно, по большому счету писать нужно за конторкой а ля девятнадцатый век, и даже не ручкой — а пером, но при этом сохранять в написанном легкость и изящество, не опускаясь до надоедливой тяжеловесности. А спектакли Областного камерного театра (Москва) — одного из старожилов энергодарского фестиваля — были именно удручающе тяжеловесны. Казалось бы: ювелирная работа налицо, учтена каждая мелочь, все как надо — и актерская игра, и декорации, и режиссерская подача — но смотреть эти безупречно правильные спектакли было почему-то скучно.

Так, постановка «Частная жизнь королевы» (режиссер — заслуженный артист России Валерий Якунин), обозначенная в программке как «историческая мелодрама», с великолепными декорациями и достойной, хотя и несколько однообразной, игрой заслуженной артистки России Елены Цагиной, выглядела на редкость уныло. Во-первых, потому, что режиссером была выбрана скучноватая пьеса Е.Поддубной под названием «А дождь себе льет да льет», где из красивого, яркого и острого романа Елизаветы Английской и Роберта Дадлея была изъята вся острота и красота, а во-вторых, потому, что от постановки как будто исходил дух уныния и однообразия.

Поэтому, когда на сцену выскочил единственный веселый персонаж пьесы — Шекспир (Сергей Вершинин) и лихо выбил из потрясенной королевы денежную субсидию на постройку «Глобуса», зрители вздохнули с облегчением. Но Шекспир-Вершинин после с легкостью и изяществом сыгранной сцены больше в спектакле не появлялся, и зрителям пришлось унывать дальше. Конечно, Англия — туманная страна, но ведь не до такой же степени!

Молодежный театр-студия «Верим» (Днепропетровск), получивший недавно в лице своего художественного руководителя В.Петренко премию «Перспектива», производил противоположное Московскому областному камерному театру впечатление. Так, трагифарс «Кролики и удавы» по одноименному произведению Фазиля Искандера (режиссер — Владимир Петренко) актеры — в большинстве своем молодые — отыграли лихо и весело, с каким-то даже
КВН-овским задором. Конечно, жаркую Африку, в которой происходило действие спектакля, не сравнить с туманной Англией, но страсти ведь всех терзают одни и те же, и удавы пожирают кроликов независимо от территориальной принадлежности жертв.

«Кролики и удавы» — пример недорогого спектакля: несколько переносных пальм, кактусы, сделанные из пластиковых бутылок, вот и все декорации, да и в режиссуре есть откровенно КВН-овские моменты. Но в целом спектакль излучает буйную молодую энергию, «безумную жажду делания», как говорил некогда Максим Горький. Так что премией Театр-студию «Верим» одарили по заслугам — перспективы у нее есть, и немалые.

На фестиваль приехали и известные киевские артисты под малоизвестными «вывесками». Так, Н.Рушковский представлял на этот раз не Русскую драму, а Новый драматический театр на Печерске, коллектив новый и не так давно стартовавший. На фестиваль Новый драматический привез две постановки, среди них — трогательный дуэт Рушковского и актрисы Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Оксаны Архангельской. Причем пьеса для этой «дуэтной» постановки под названием «Невидимки» (режиссер — Игорь Славинский) была любезно подарена Рушковскому драматургом Л.Зориным. Речь в ней идет о торжестве мифа над скудной действительностью, и фраза «Миф священен!» особенно удавалась главному герою спектакля, хотя героиня была с этим рефреном абсолютно не согласна. Но и ей, увы, пришлось впрячься в триумфальную колесницу мифологии.

С особым интересом ожидала фестивальная публика спектакля местной труппы — Энергодарского народного театра. Здесь блеснул президент фестиваля М.Изосимов, поставивший пушкинские «Маленькие трагедии», вернее, две из них: «Скупого рыцаря» и «Каменного гостя» — и самолично сыгравший образцового скрягу. Как известно, в мифологии многих народов самые скупые существа — гномы, обладатели несметных подземных сокровищ. Скупой рыцарь Изосимова с его сундуками в подвалах отчасти напоминал гнома, дрожащего над скрытыми от людей богатствами. Правда, сундуки под рукой этого гнома оборачивались прелестными особами в золотистых костюмах, но создавалось впечатление, что хранит он их не от сына, а от людского рода в целом, подобно тому, как гномы хранят свои рубины и изумруды. Вообще Изосимов сыграл противоположность самому себе и фестивалю. Ведь «Добрый театр», в полном соответствии с названием, щедр, открыт и гостеприимен. И склонен скорее расточать, чем хранить.