В последнюю неделю апреля в Киеве прошел Пятый Международный фестиваль франкоязычных аматорских театров, организованный Институтом Франции в Украине и объединивший галломанов и театралов столицы. Одни приходили на фестиваль из любви к французскому языку, другие — по причине не менее сильной страсти к французскому театру и драматургии в частности и к театру вообще. Во всяком случае зрители имели редкую возможность познакомиться с франкоязычными аматорскими коллективами, многим из которых предстоит мно- гообещающее театральное будущее.
Фестиваль собрал 200 участников из Украины, Франции, Бельгии, Туниса и впервые — из Венгрии и Румынии, стран не франкоговорящих, но, как и Украина, симпатизирующих старой, доброй Франции и ее сладкозвучному языку. 11 украинских трупп состязались за право принять участие в знаменитом Авиньонском театральном фестивале и в аналогичных мероприятиях, которые состоятся в этом году в старинном французском городе Туре и в румынской Сучаве. В результате счастливыми обладателями трех первых призов стал Киевский театр «Вуаля» («Вот»), выступивший со спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро», труппа из Горловки, уже принимавшая участие в Авиньонском фестивале, и Клуб Роддом из Харькова. Труппа из Горловки привезла на фестиваль спектакль «Платить или не платить» по пьесе Дарио Фо, где две благонравные жены из рабочего квартала грабят супермаркет, а потом лихо укрываются от полиции. Голодные французские рабочие и их проворные жены в исполнении горловской труппы ловко убегали от полицейских, прибегая к балетным прыжкам через сцену, а полицейские тщетно пытались их догнать, хотя прыгали не хуже. В целом пьеса была разыграна бодро и весело, в духе занятного фарса.
Ксения Котова, исполнявшая в «Платить или не платить» главную роль, удостоилась и отдельного приза за лучшую женскую роль, а приз за лучшую мужскую роль получил Алексей Шмелев из харьковской труппы, сыгравший сурового пятидесятилетнего профессора, убивающего кухонным ножом свою нерадивую восемнадцатилетнюю ученицу («Урок» Ионеско). Было еще трое победительниц — Наталья Князева (Мариупольский Альянс Франсез), Дарья Бибикова (Киевский театр «Вуаля») и Анна Ершова (Запорожский Альянс Франсэз). Все победители и победительницы, соответственно, отправятся на стажировку в Авиньон, Тур и Сучаву, где пройдут солидные международные театральные фестивали.
На киевский фестиваль в этот раз приехал Виктор Аим — драматург, актер и сценарист, обладатель премии Жака Одиберти. Аим провел в Молодом театре конференцию «Язык в театре», посвященную влиянию кино и телевидения на сценический диалог, причем чаще всего негативному. Драматург посетовал на то, что во многих случаях театр, пытаясь имитировать жизнь, пользуется будничным языком, этакой вульгарной скорописью, где одно слово можно без проблем заменить на другое. По мнению Виктора Аима, «не возникает сомнений в том, что телевидение несет часть ответст- венности за это оскудение, которое можно назвать деградацией языка». Но украинские труппы, игравшие классику, — Мариво, Бомарше и Франса, — несколько успокоили именитого гостя. Если молодежь с таким почтением относится к классическим текстам, значит, будущее драматургии и театрального языка не столь плачевно. «Если бы я мог так правильно и красиво произнести хоть пять слов по-украински, как вы тысячу слов по-французски», — польстил Виктор Аим украинским участникам фестиваля. Лестно — но факт. Не оскудела еще земля украинская ни на любителей классики, ни на многообещающие молодежные театральные коллективы.