UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фестиваль признанных героев

Седьмой фестиваль «Серж Лифарь Де ля Данс» собрал небывалый аншлаг — при том, что длился он всего два дня, да и программы в оба вечера отличались лишь одним номером...

Автор: Ольга Лебедева

Седьмой фестиваль «Серж Лифарь Де ля Данс» собрал небывалый аншлаг — при том, что длился он всего два дня, да и программы в оба вечера отличались лишь одним номером. Зато на этот раз приглашенной звездой оказался в прошлом выпускник киевского хореографического училища Владимир Малахов. Всемирная звезда, фактурный танцовщик с потрясающей пластикой, сильнейшей харизмой и творческим багажом, непривычным для столичной публики — он, дома, безусловно, любимец и герой. Его, как и Ратманского, называют гением отечественного танца, и при любом удобном случае огорченно цокают языком — дескать, жаль, что не в Украине, а «там» — в Европе, Японии, России…

Нынешний приезд Владимира Малахова — действительно царский подарок, тем более что привез он с собой отличных танцовщиков своей берлинской труппы: Полину Симеонову, Беатрис Кнопп и Артема Шпилевского. Именно его команда стала стержнем фестиваля, а между их выступлениями поместились фрагменты из «Сюиты в белом» Сержа Лифаря, где блеснула тонкая, замечательная балерина Анна Дорош, а также па-де-де из «Спящей красавицы» в исполнении Анастасии и Дениса Матвиенко и замечательного номера на музыку «Кармен» Бизе, который станцевала Елена Филипьева в паре с Сергеем Сидорским.

Признаюсь честно, на балетные спектакли в последнее время хожу нечасто, так как заранее знаю все, что смогу там увидеть. Редкие выступления «неуехавших» звезд только лишний раз бередят старые раны, вот и неудивительно, что Малахова встречали как героя не только зрители, но и журналисты.

Для киевлян хореограф припас три номера — монобалет на музыку Моцарта, хрестоматийную сцену из «Лебединого озера» и удивительно красивое па-де-де из «Золушки» Прокофьева. Последнее — в собственной постановке, оригинальных костюмах и настолько попав в точку, точнее, в прокофьевскую сказочность — чуть ироничную, но добрую и солнечную, что зал на несколько минут затаил дыхание. Именно на этой мажорной, звенящей, не ноте — но интонации и завершался фестивальный вечер.

Официальный партнер фестиваля — национальный оператор мобильной связи компания «Київстар». Жанна Ревнова, руководитель департамента по корпоративным связям компании «Київстар»:

«Балет — искусство и вечное, и мгновенное. Он классически требователен, но вместе с тем непостижимо грациозен и восприимчив к чертам современности, что делает его всегда актуальным.

Наша компания считает за честь быть официальным партнером фестиваля и сделать свой вклад в поддержку и развитие этого прекрасного и изысканного вида искусства.

Балет считается элитарным искусством, но мы уверены, что он должен стать доступным для каждого, кто им интересуется. Международный фестиваль артистов балета имени Сержа Лифаря дает возможность насладиться достижениями классического и современного балета, быть причастным к этому прекрасному и великому действу».

Принимали восторженно все — и чувственный, резкий в своей современной пластике, исповедальный монобалет «Вояж», и утонченную, словно лепную классику — дуэт Семионовой и Малахова настолько гармоничен энергетически, внутренне, что даже внешний дисбаланс в росте (прима на пуантах на полголовы выше самого Малахова) не испортил впечатления. А очередной экзерсис на моцартовскую тему хореографа Уве Шальца от Беатрис Кнопп и Артема Шпилевского — страстный, но и строгий, захотелось смотреть снова и снова.

Гала-концерты такого масштаба на отечественной сцене увидишь теперь редко, так что запасаться впечатлениями приходиться впрок. Более того, большая часть зрителей, чьи лица не поменялись и на второй день фестиваля, невзирая на идентичность программ обоих вечеров, пришла именно на Малахова. Видимо, это подразумевал Александр Быструшкин, когда заявил, что фестивалю жить только в том случае, если на него будут приезжать звезды. Ход вроде бы верный — культурная изоляция ведет к соответствующей деградации, вот только получилось как-то странно: те, кто героически поддерживает уровень отечественного балета на родной сцене, оказались на втором плане, а гастролер Малахов получил орден от столичных властей. Конечно, некий героический ореол танцовщику только к лицу, но не странный ли романтизм? Главный герой отечественного балета прошлого — невозвращенец Сергей Лифарь, а новый герой современного — Владимир Малахов, работающий в Берлинском балете (его контракт с труппой — до 2009 года). Даже Денис Матвиенко, которого по старой памяти именуют солистом Нацоперы, на нашей сцене появляется ох как не часто, а все больше ездит по заграницам. Так что неутешительная картина выходит: самые яркие украинские звезды — те, что светят на чужом небосклоне. И чем больше их ценят за рубежом, тем больше мы гордимся. И тем реже их видим.