UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ «PRIX EUROPA»: ПОБЕДА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НАД ЗАПАДНОЙ

Германии кинофестивали случаются едва ли не каждую неделю: большие и скромные, для узкого круга посвященных профессионалов кино и для широкого круга его любителей, с кинозвездами и без...

Автор: Аксиния Курина

Германии кинофестивали случаются едва ли не каждую неделю: большие и скромные, для узкого круга посвященных профессионалов кино и для широкого круга его любителей, с кинозвездами и без. Они имеют разную тематику, способ проведения, атмосферу и, наконец, финансовые возможности, а следовательно, и рейтинг в среде профессионалов. Любой фестиваль для кинематографистов - это профессиональное общение, работа и «возможность себя показать и других посмотреть».

«Prix Europa» в системе фестивальных координат занимает двойственную позицию: он демократичен и элитарен одновременно. Это, с одной стороны, - действо для профессионалов, которые методично знакомятся с тем, что производят их коллеги, а затем долго это обсуждают; с другой, - событие для самого широкого круга зрителей, так как во время фестиваля фильмы показывают по телевидению. Все - при деле. Рационально, прагматично и, согласитесь, эффективно. Налогоплательщики сразу видят, на что тратятся их деньги. А участники приобретают популярность, не теряя при этом возможности профессионального общения. В общем, ставки растут.

С каждым годом «Prix Europa» набирает новые обороты. В этом году фестиваль проводился в восьмой раз и, отмечу, под пристальным вниманием и участием Совета Европы, Европарламента, Европейской комиссии, крупнейших телеканалов ARTE, ZDF, радиостанции SFB (Свободный Берлин). Столь «высокое внимание» легко объяснимо: «Prix Europa» - это одна из акций стратегического характера в борьбе, которую ведут европейцы, отстаивая свое культурное пространство. Этот фестиваль призван сплотить европейских патриотов и поднять их боевой дух в войне с американской гидрой масс-культовой экспансии. Иначе говоря, фестиваль должен способствовать продвижению марки «Made in Europe».

* * *

Принимая предложение участвовать в фестивале «Prix Europa» в качестве члена жюри, я забыла о том, что немцы - это народ, который живет исключительно для того, чтобы работать... Со своим уставом в чужой монастырь, как известно, не ходят. И, презрев соблазны и радости одной из самых больших европейских столиц, время с 9.00 до 20.00 еже-дневно я посвящала работе в номинации «Молодая Европа». Поэтому далее исключительно о подрастающем поколении профессионалов. (Весь фестиваль состоял из шести программ: радиопостановки, документальные радиопрограммы, конкурс идей, игровых фильмов, документальных и фильмов молодых режиссеров.)

Молодые дарования

Программа «Молодая Европа» показала, что молодые дарования не готовы сказать новое слово в искусстве. Впрочем, от них этого никто и не ожидал - в эпоху постмодернизма гении не рождаются. Будущее принадлежит скромным и талантливым профессионалам.

Разумеется, по молодежной программе одного фестиваля нельзя провести социологическое исследование и составить футуристический прогноз о будущем кино и телевидения; о том, какие фильмы мы будем смотреть в XXI веке. Однако, можно выявить определенные тенденции. Итак, фильмы из Восточной Европы и Финляндии оказались на порядок выше картин, созданных в странах ЕС, несмотря на то, что возможности у студентов и молодых режиссеров из стран Восточной Европы гораздо скромнее. Возможно, бедность стимулирует фантазию и, следовательно, учит использовать минимум имеющихся возможностей. Ситуация на Западе для художника более благоприятна (разумеется, глядя на мир с нашей колокольни), поэтому производится множество картин, уровень которых не намного выше уровня домашнего видео. И дело тут не столько в профессионализме, сколько в мировосприятии художников, сформировавшемся в условиях благополучия. Иными словами, у моих западных коллег более скромный жизненный опыт, что не способствует творческому росту. (Лучшим примером будет документальная картина из Германии «Withaut Parole - Psychological profile of a murder» Аэлрун Гоуте. Портрет пятнадцатилетней девочки-убийцы. Картина, несмотря на всю значимость социальной проблематики, получилась в общем-то асоциальной. Она сделана неграмотно и не вызывает должного эмоционального отклика. Автор принципиально не приемлет критики своей работы. Простите за банальность: для того чтобы написать «Преступление и наказание», нужно быть не только «хорошим человеком», но прежде всего высокопрофессиональным писателем.)

Четыре картины, отмеченные жюри, привезены из стран Восточной Европы. Повторюсь, что это - только тенденция. К примеру, фильмы, сделанные в республиках бывшей Югославии, были чрезвычайно слабыми. А немецкая картина «Letting go», напротив, оказалась одной из самых интересных в программе. Что касается наград, то силы распределились следующим образом: главный приз получил фильм «Голоса» (режиссер Андрей Осипов) - фаворит многих фестивалей, в том числе победитель МКФ «Молодость», и три специальные приза были поделены между Чехией и Польшей: «The wonderful years that sucked» Петра Николаева (фильм невероятно похож на оскаровского лауреата - картину «Коля»), «The double life of Miss Kierat» Петра Киелара, знакомый по программе МКФ «Молодость», и «The future of an illusion» Франко де Пена.

Украина была представлена документальной картиной «Dog Waltz» («Собачий вальс»), коллективной работой студентов киевского кинофакультета (мастерская Юрия Терещенко). Несмотря на то, что награды обошли картину стороной, по моему мнению, это была одна из лучших картин документального жанра в молодежной номинации.

Парадокс ситуации заключается в том, что при более высоком творческом потенциале молодых режиссеров Восточной Европы телевидение в целом уступает западному, имеющему более совершенную и привлекательную для зрителя форму.