UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА» — КАКИМ ЕМУ БЫТЬ

В наш напряженный суетливый график будней ворвался в апреле VIII музыкальный фестиваль «Музыкальные премьеры сезона»...

Автор: Галина Степанченко

В наш напряженный суетливый график будней ворвался в апреле VIII музыкальный фестиваль «Музыкальные премьеры сезона». Его концерты заставляли слушателей трижды в день (в 12 ,16 и 19 часов) оставлять все дела и по возможности посещать программы, которые включали около 60 произведений, в основном киевских композиторов (незначительными в общем контексте концертов были вкрапления музыки других стран и эпох).

Я не случайно затронула график проведения концертов и насыщенность программ. В наше спрессованное по деловой занятости время очень трудно было посетить все концерты и послушать все произведения. Думаю, что на следующем фестивале необходимо учитывать то, что фестивальные концерты проводятся в рабочие дни и желательно их проведение не более двух в день (в 16 и 19 часов). Такие размышления и пожелания возникли не случайно, поскольку фестиваль - явление развивающееся и, мне кажется, именно сейчас нужно рассмотреть форму его бытования, место в социокультурной жизни Украины.

В том виде, в котором он существует, его концерты напоминают пленумы недавних лет, где Союз композиторов отчитывался по жанрам: камерным, симфоническим, хоровым.

Ушли эти времена, пришли другие, когда на концерты первого исполнения просто нет денег и выносятся эти все произведения без специального отбора оргкомитетом на фестиваль. Мне кажется, что такое исполнение возможно именно на своеобразных «Декадах киевских композиторов», «Вечерах современной музыки», но не на фестивалях, где должно исполняться заведомо лучшее. Ведь само название несет в себе элемент праздничности («фест» в переводе означает праздник). Какой же праздник, если произведение для самого автора, возможно, не самое удачное, возможно, проходящее да еще недоучено исполнителями. Поэтому и теряет порой фестиваль «Музыкальные премьеры сезона» в некоторых концертах яркость исполнения и неординарность.

Фестиваль этого года, несмотря на калейдоскопичность, пестроту впечатлений, прошел интересно, так как смог показать, что за эти два года (в прошлом году фестиваля не было из-за финансовых трудностей) создано много оригинальной музыки. Панорама творчества киевских композиторов получилась, и слушатель снова убедился, что современный композиторский творческий процесс происходит.

Свои новые опусы показывали композиторы разных поколений. И наши старейшины - Яков Цегляр, Николай Дремлюга, и среднее поколение - Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Леся Дычко, Юрий Ищенко, Лев Колодуб, Владимир Рунчак, и совсем молодые - Елена Леонова и Борислав Стронько, чьи имена только начинают звучать. В шестнадцати концертах прозвучали новые симфонические, камерные и хоровые произведения. Чем же примечателен этот фестиваль?

Я бы отметила яркий выход на авансцену талантливой плеяды женщин-композиторов: Анны Гаврилец, Виктории Полевой, Марины Денисенко, Людмилы Юриной, Аллы Загайкевич. Они уже известны не только киевским слушателям, но и исполнялись за рубежом. Интересно, что каждая из этих талантливых личностей в своих произведениях неповторима и оригинальна.

Поэтический мир украинской народной песенности утонченно соединен с современными особенностями оркестрового письма в «Четырех украинских народных песнях» Анны Гаврилец для голоса и камерного оркестра (это фрагмент музыкального действа «Золотой камень посеем»). Удивительно совпали в этом произведении уникальный голос Нины Матвиенко и композиторский талант Анны Гаврилец. Это произведение как бы создается на ваших глазах как тончайший узор народных вышивок. Оркестровые краски тембрально дополняют, расцвечивают Голос, в котором само звучание, каждая интонация передают особый душевный трепет и эмоциональную наполненность песен украинского народа.

В хоровых произведениях Виктории Полевой «Три духовных хора на канонические тексты» удивительно выразительно все просветленное звучание при лаконичном использовании тембровых возможностей хора.

Марина Денисенко в симфоническом этюде «Зеркало музыки» мастерски создала изысканный эскиз, в котором блистательная оркестровка заставляет восхищаться тонким художественным вкусом автора.

Людмила Юрина показала особую драматургию тембров в экспрессивном драматическом произведении «XING» для тромбона, контрабаса, фортепьяно и ударных.

Алла Загайкевич в произведении «Mar-x-неизвестность» по визуальной поэзии А.Чужого для сопрано и фортепьяно как бы открывает новые пространственно-акустические возможности музыкальной композиции.

Хочется отметить высокий исполнительский уровень отдельных концертов. Одним из лучших на фестивале был симфонический концерт в Большой концертной студии Национальной радиокомпании Украины. Благодаря серьезной и кропотливой работе над новыми произведениями художественного руководителя и главного дирижера Владимира Сиренко Заслуженный симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины прекрасно, с глубоким проникновением исполнил Симфонию №7 Александра Канерштейна на стихи В.Коротича, Симфонию №2 Виктора Пацукевича, Арию для кларнета и камерного оркестра Виталия Губаренко.

Оркестр, солисты, хор - каждый музыкант в этом концерте как бы способствовал первоисполнению произведения, поэтому и в зале царила особая атмосфера настоящего праздника, а это можно сказать не обо всех концертах фестиваля. Так, например, неудачными по драматургии программ были первый и заключительный концерты. Промахи в составлении программ необходимо учесть на дальнейших фестивалях.

Порадовал концерт Государственного ансамбля солистов Украины «Киевская камерата» (дирижер Валерий Матюхин). В этом концерте талантливо и мастерски прозвучали произведения Ю.Ищенко, Я.Верещагина, В.Сильвестрова, Е.Станковича, В.Зубицкого. Евгений Станкович, Валентин Сильвестров - мастера, признанные в современной украинской музыке. И представленные на этом фестивале произведения: «Вестник» Валентина Сильвестрова, «Украинская поэма» для скрипки и струнных Евгения Станковича как бы показали новые страницы творчества известных мастеров. Кстати, произведение Евгения Станковича-старшего выразительно сыграл Евгений Станкович-младший - сын композитора, для которого было написано это лирико-романтическое сочинение.

Хоровые концерты фестиваля - это одна из самых ярких страниц всей акции. Самой интересной по звучанию был концерт хора «Элегия» Прикарпатского университета им. В.Стефаника и Ивано-Франковского областного отделения Всеукраинского музыкального союза (художественные руководители и дирижеры Любовь и Юрий Серганюки). Этот хор обладает гибкой динамикой звучания, яркой тембральной палитрой, что и создало в интерпретации интереснейшего цикла Геннадия Ляшенко «Витражи и пейзажи» на стихи Богдана-Игоря Антонича незабываемые по силе и выразительности впечатлений хоровые картины. В каждой части цикла была использована вся гамма красок человеческих голосов для показа тончайших полутонов смены эмоций и настроений.

С большой программой киевских композиторов выступил Черниговский смешанный хор (художественный руководитель Любомир Боднарук). В звучании хора прекрасный гармонический баланс, мягкая манера пения, что придает всему исполнению особый задушевный лирический характер.

Особое место в концертных программах занимают «Испанские фрески» нашего известного композитора Леси Дычко. Исполнила это масштабное полотно Национальная заслуженная академическая капелла «Думка» (дирижер Виктор Петриченко). Звучало в концерте пять частей этого неординарного произведения, в ритмах и мелодиях которого как бы воплотилась многовековая история культуры и архитектуры Испании. Леся Дычко, приступив к сочинению этой оригинальной композиции, изучила богатейший материал, ее вдохновили история Испании, памятники культуры, народное испанское искусство с его огненными ритмами.

Не все получилось в темповом и ритмическом отношении у «Думки», но я надеюсь, что работа над этим уникальным произведением продолжится и мы еще все услышим так, как задумал автор.

Думаю, что фестиваль «Музыкальные премьеры сезона», который уже занял заметное место в социокультурной жизни Украины, может найти еще более интересные формы проведения.