UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕСТИВАЛЬ «МОЛОДОСТЬ» ВОСХИЩАЕТСЯ ЗВЕЗДАМИ И РАЗОБЛАЧАЕТ ЛГУНОВ

Последняя неделя октября в Киеве по традиции проходит под знаком кино. В минувшую субботу Киевски...

Автор: Светлана Короткова

Последняя неделя октября в Киеве по традиции проходит под знаком кино. В минувшую субботу Киевский международный фестиваль «Молодость» торжественно открылся, в тридцать третий раз, собрав своих гостей и участников во Дворце «Украина». А уже на следующий день с раннего утра жюри и другие заинтересованные и любящие кино зрители заняли места в Красном зале, чтобы посмотреть конкурсные студенческие работы. В Доме кино нет свободного местечка: в залах — просмотры, в коридорах — бесконечные дискуссии, в кафе — встречи за быстрой чашечкой кофе, в пресс-центре кипит работа, сменяют друг друга журналисты за компьютерами, а фестивальная публика заходит посмотреть выставку «Райнер Вернер Фассбиндер — поэт и кинорежиссер».

Рано ушедший из жизни Фассбиндер успел, однако, оставить в своем архиве 41 ленту. Семь из них, показывающие разные периоды творчества художника, — от картины «Любовь холоднее смерти» (1969) до «Тоски Вероники Фосс» (1982), — представлены в ретроспективе. Популярности «молодого немецкого кино» в большой степени способствовала огромная работа, которую последовательно, уже многие годы проводит Гете-институт. И вышеупомянутая выставка — немного грустная, эмоциональная и очень энергетичная, как сам художник, тоже организована этим институтом, который уже многие годы сотрудничает с фестивалем «Молодость».

В театре «Сузір’я» в рамках фестиваля представлены еще две выставки. Первая из них — замечательной народной художницы Марии Примаченко. Ее работы светятся добром, радостью и теплом изнутри, передавая свою добрую ауру зрителям. Здесь же состоялась премьера новой документальной ленты студента V курса Института кино и телевидения (мастерская Р.Ширмана) Андрея Рожена «Птицы гнезда Марии» (авторы сценария С.Степаненко и А.Рожен, оператор В.Кукуренчук, подбор музыки — И.Лебедкин). Картина рассказывает о сегодняшней жизни села Болотня, где всю жизнь писала свои работы Мария, о ее семье и соседях. Многочисленные зрители, среди которых было немало зарубежных гостей, дали фильму очень высокую оценку.

О многих событиях, происшедших за фестивальную неделю, мы расскажем в обзорном материале, представив победителей фестиваля. А сейчас — о двух гостях «Молодости», визиты которых, безусловно, были знаковыми.

Секреты молодости от Софи Лорен

Как и было обещано, мегазвезда мирового кино, непередаваемо прекрасная, аристократичная и умная Софи Лорен не только освятила своим присутствием открытие фестиваля и своей ретроспективы в кинотеатре «Киев», но и пообщалась с журналистами на пресс-конференции, а также дала короткое интервью телеканалу «1+1». Я благодарна коллегам — Юрию Макарову и Анатолию Яреме — за предоставленную возможность участия в этом эксклюзивном общении со звездой и включении вопросов «ЗН» в это короткое интервью.

Прекрасная итальянка, рожденная в бедности и достигшая высшей ступени истеблишмента, — безусловный пример человека, который сам себя сделал. Да, конечно, природа подарила ей яркую внешность и стать, самобытный талант, но не будь у Лорен силы воли, позитивного отношения к жизни, разумного рационализма и бесконечного женского обаяния, вряд ли сегодня ей удалось бы сохранить такое глубокое почитание разновозрастной публики во всех концах света. Ее Филумену боготворили, Чочару увенчали «Оскаром», и все ее героини, без исключения, любят, страдают, самоутверждаются, побеждают, запоминаются благодаря ярко индивидуальному таланту большой актрисы.

— Госпожа Лорен, когда у вас спросили, какие советы вы могли бы дать тем, кто хочет так великолепно выглядеть, ответ был — просто нужно иметь хорошие мысли и быть собой. Но быть собой — не трудно, гораздо сложнее — знать, кто ты. Вы знаете, кто вы?

— Конечно! Я знаю, кто я, знаю достаточно хорошо, чего хочу достигнуть, и всегда твердо стою на ногах. Если человек чувствует себя так, это значит, что он более или менее знает, чего хочет. Конечно, не всегда все идеально, ведь если бы было идеально, я была бы ведьмой.

— Вы живете в мире кино — мире соперничества, зависти и ревности. Есть ли моменты карьеры, которые вспоминаются с нежностью? Ощущали ли вы поддержку партнеров и друзей?

— Всегда стараюсь окружать себя людьми, которых люблю и которым доверяю. Я в них настолько уверена, что сомнения оказываются лишними. В то же время, стараюсь быть осторожна с новыми знакомыми, особенно с теми, кто излучает в мою сторону негативные чувства.

— Вы хорошо чувствуете людей, доверяете своей интуиции?

— Да, но всегда говорю «я думаю», потому что никогда не знаешь, действительно ли то, что ты думаешь, является истиной. Мне кажется, есть немало людей, которым я доверяю. Уже по поведению человека, по его взгляду, по тому, как он пожимает тебе руку, можно составить о нем какое-то мнение.

— Вашим героиням часто приходилось бороться за выживание, и тот мир был очень враждебен. Сейчас мир изменился, стал более доброжелательным, открытым. Не думаете ли вы, что ваши героини будут непонятны современной молодежи?

— Не думаю, что сегодняшний мир сильно отличается от того, который есть в моих картинах. Проблемы существуют, и опасности для молодого поколения те же. У меня двое детей, и я очень за них переживаю. Мне кажется, что мир не стал добрее, совсем наоборот. Иногда возникает ощущение, что все катится в тартарары.

— Что будет правильной формулой для начинающих режиссеров и актеров — приложение собственных усилий или помощь со стороны старших и более опытных друзей?

— Считаю, люди всего должны добиваться сами, как делала это в свое время я. Могу привести в пример своего сына. Когда пытаюсь в чем-то помочь, он всегда говорит: «Мама, это моя жизнь, я буду сам с ней справляться». Поэтому стараюсь не вмешиваться и считаю это правильным. Знаете, нелегко сегодня быть родителем…

— Но трудно быть и сыном?!

— Согласна, именно поэтому предпочитаю не вмешиваться. Это реальная жизнь, и они сами должны делать то, что считают правильным. Так будет лучше для них. Это не моя, это их жизнь.

— Сформулируйте ваше отношение к жизни.

— Всегда думаю, что жизнь прекрасна и завтра будет еще один прекрасный день. А за углом всегда есть кто-то, кто может удивить меня.

— У вас огромный опыт работы в кино. Были ли мысли написать мемуары?

— Нет, никогда. Живу эту жизнь для себя.

— Есть какие-нибудь пожелания вашим зрителям и нашим читателям?

— Я бы хотела вернуться в Украину.

Вот на такой дивной ноте обещания будущих встреч очень земная Софи Лорен покинула фестиваль «Молодость», омытая «золотым дождем» любви, славы и почитания.

Марк Рудинштейн защищает память Бабьего Яра

В рамках МКФ «Молодость» состоялась пресс-конференция президента группы компаний «Кинотавр», основателя знаменитого фестиваля «Кинотавр» Марка Рудинштейна, который прибыл в Киев с кинотаврским десантом накануне открытия «Кинотаврика» — директором программ ОРКФ Ириной Рубановой и директором международного фестиваля «Кинотавр» Ситорой Алиевой. Марк Григорьевич поведал заинтересованной общественности о том, как предполагается проводить юбилейный ХV «Кинотавр», гостями которого станут престижные в мире фестивали со своими программами. Приятно было услышать, что «Молодость» и «КРОК» в этом списке. Поделился своими продюсерскими кинопланами — в запуске новая картина «Кубанские казаки», о которой шла речь на предыдущем фестивале. Напомню читателям «ЗН», что в ней лично заинтересован губернатор Краснодарского края. Сценарий уже готов, а вот место режиссера-постановщика еще вакантно. Рудинштейн подчеркнул, что хотелось бы найти молодого творца, который по-новому сможет взглянуть на современных кубанских казаков.

Но самым главным моментом встречи было заявление Марка Рудинштейна по поводу фильма Николая Засеева-Руденко «Бабий яр», которого широкий украинский зритель пока не видел.

— В одной киевской газете вышло интервью с Николаем Засеевым-Руденко под заголовком «Ну, не обрезанный я. Так что? На моей стороне 33771 еврей, уничтоженный в Бабьем Яру». Интервью начинается с фразы «народный артист СССР, известный кинорежиссер Николай Засеев-Руденко». Поверьте мне, я потратил полгода жизни, но добрался до советских архивов и официально заявляю: Николай Засеев-Руденко никогда не был не то что народным, а даже заслуженным артистом! (Об этом, кстати, несколько лет назад писал Сергей Тримбач на страницах «ЗН»). То есть в первой же строчке звучит ложь, разговор можно было бы и окончить. Если бы не была затронута болезненная тема Бабьего Яра, к которой я оказался причастен.

С Засеевым-Руденко мы познакомились в прошлом году на кинофестивале в Ялте, он предложил мне сыграть в этом фильме. Предложил, вероятно, с расчетом на финансовую помощь с моей стороны. Прочитав сценарий, ничего хорошего в нем не увидел. Но скажу прямо: мне хотелось прикоснуться к этой теме, ощутить эту трагедию. Исключительно по этой причине я, не зная Засеева-Руденко как режиссера и человека, согласился.

Каждое слово, сказанное им в интервью, не имеет ничего общего с правдой об этой ситуации. Он обвинил меня в том, что я переделал картину. Но дело в том, что когда мы с Рабиновичем, который финансировал фильм, просмотрели материал, увидели, насколько он беспомощен. Отчаяние было большое. Поскольку очень хотелось, чтобы картина получилась. Я взял исходный материал и показал в Москве известному оператору и режиссеру Михаилу Аграновичу. Истратил пять тысяч долларов, чтобы в одной из лучших московских лабораторий довести картину до ума по цвету, звуку... Мы действительно ее чуть сократили. Этот вариант я никому из актеров, как утверждает Засеев в интервью, не показывал. Отдал кассету режиссеру и сказал: «Посмотри, если тебя это устраивает, мы можем вложить еще пятьдесят тысяч долларов и довести картину до пристойного уровня». Но я поспешил, из Москвы сообщили, что с этим сделать ничего нельзя: «Картина безнадежно загублена». Сказал об этом Рабиновичу. Он ответил, что общаться с Засеевым ему трудно, он все время скандалит, пусть все остается как есть. Я еще свозил Засеева в московскую синагогу, мы показали картину там...

И вот здесь начинается пограничная зона. Конечно, все, что связано с Бабьим Яром, вызовет в зрительском зале слезы и сочувствие. Вот в этом вся опасность. Засеев, играя на святой теме, заявляет, что картина пользуется большим успехом. Я был в день телепремьеры «Бабьего Яра» в Израиле. Единственная правда в словах Засеева, что в тот день рейтинг канала был необычайно высок. Но людей привлекла сама тема. Ни одной положительной рецензии на фильм не вышло. Если мне кто-то принесет хоть одну, я подниму руки. Картина беспомощна и вызывает не просто отчаяние, а возмущение. Она сделана человеком, который не прочувствовал тему. Он повсюду говорит о своем смелом поступке. Но если уже говорить о подвиге, то его много лет назад совершил Евтушенко, написав «Бабий Яр». И никто сегодня не запрещает эту тему, уже есть «Список Шиндлера», но это талантливейшее кино. И безусловно — Бабий Яр заслуживает другой картины и другого художника.

Засеев заявляет, что я переделывал эту картину неизвестно с каким режиссером, но «наверное, с Цукерманом». То есть он хотел подчеркнуть, что еще несколько евреев участвовали в уничтожении картины. Поэтому еще раз повторяю: Засеев — человек, который умеет смотреть в глаза и врать, врать, врать. Он всюду рассказывает о премии, которую получила его «Чорна Рада» на фестивале в Ялте. Но я своими глазами видел, как он держал организаторов за горло, чтобы ему дали премию. Сейчас он ищет деньги на новые творческие поиски. Я призываю бизнесменов, журналистов: проверьте все, что он говорит. Если в его интервью есть хоть слово правды, я принесу публичные извинения. Но здесь ложь в каждой строчке — о премиях, о Кучме, который посылает ему телеграммы. Не давайте ему денег, расскажите всем, кто такой Засеев-Руденко!

Впервые в жизни нарушаю табу. Никогда не вступаю в полемику с творческими людьми. Но Засеев — не художник и сейчас ведет не творческую полемику. Он бездарь, беспредельщик и наглец, использующий для себя любую ситуацию. И все боятся вступить с ним в конфликт: если бы он сейчас сидел здесь, мы бы с вами говорить не смогли. Говорил бы, оскорбляя, только он. Я приехал сюда, чтобы поставить точку в этой истории. Более того, вся эта мерзость заставляет меня вложить деньги и снять новую картину о Бабьем Яре с новым режиссером.

К сказанному Марком Рудинштейном могу добавить мнение бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла государства Израиль в Украине госпожи Анны Азари, которой Николай Засеев-Руденко показывал фильм, рассказывая потом всюду, какие восторги и слезы вызвал фильм во время просмотра.

— Я крайне удивлена тем, что по поводу этой глубоко неталантливой картины можно серьезно полемизировать и относиться к ней как к произведению искусства. Будучи официальным лицом, я не могла отказаться от просмотра фильма с таким названием, как и не могла позволить себе высказать резко отрицательное мнение об этой вопиющей по творческой бесполезности ленте — слишком болезненная тема в основе сюжета. Пользуясь предоставленным случаем, хочу заметить господину режиссеру — нехорошо приписывать мне мысли и эмоции, которые этот фильм и даже тема, подчеркиваю, в такой подаче, вызвать не может.