UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕНИКС, ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА

В фильме Никоса Кундуроса «Байрон» Греция названа всемирным мифом. Но у этого мифа две составляющие — беломраморная Эллада и золотая Византия...

Автор: Елена Раскина
Выступает детский ансамбль танца Греческого культурного центра «Зорбас»

В фильме Никоса Кундуроса «Байрон» Греция названа всемирным мифом. Но у этого мифа две составляющие — беломраморная Эллада и золотая Византия. Байрон предпочитал первую, но грекам, о свободе которых он грезил, была памятнее вторая. Греки воевали за свою православную родину, Байрон собирался воевать за языческую Элладу, но и иностранные друзья эллинов, и сами эллины сражались за землю обетованную и отчасти за мечту о Греции, за всемирный миф. И в этом нет ничего оскорбительного для национального освободительного движения — напротив, немногие города и веси могут претендовать на звание всемирного мифа. Разве что Иерусалим или Рим...

25 марта — день национального освобождения Греции. Его празднованию в Киеве предшествовали Дни греческой культуры, в рамках которых в кинотеатре «Панорама» прошел кинематографический фестиваль. Кстати, в последний раз киевляне могли приобщиться к греческому кино в 1992 году, когда в «Панораме» состоялся показ, подобный нынешнему. Правда, на этот раз перед началом демонстрации фильмов выступали дети из ансамбля танца «Зорбас» и хор Греческого культурного центра в Киеве — тоже детский.

Кинофестиваль, организованный Греческим культурным центром «Зорбас», посольством Греции в Украине и Управлением по делам национальностей и миграций, можно было скорее назвать ретроспективным показом известных и любимых фильмов. Среди них и классика кинематографа этой страны — фильмы Никоса Кундуроса «1922-й» и «Байрон». Показанные киевлянам фильмы были посвящены, в основном, национальному освободительному движению и истреблению греков турками во времена Кемаля.

«Феникс Греции воспрянет из своего пепла» — эти слова из прокламации Александра Ипсиланти постоянно вспоминаются во время празднований Дня независимости «беломраморной Эллады». Собственно говоря, нынешние Дни греческой культуры в Киеве прошли под знаком Ипсиланти, и не только легендарного Александра, но и умершего в Киеве в 1816 году Константинаса, господаря Молдовы и Валахии. Знаковым для Дней культуры стал весь род Ипсиланти, символизирующий преемственность поколений в борьбе за свободу родины. Здесь стоит вспомнить и о Дмитрии Ипсиланти, главнокомандующем войск Восточной Греции, изгнавшем турок с ее территории. Словом, Феникс Греции восстал из пепла с помощью фанариотского рода, представители которого когда-то нашли приют на киевской земле.

В дни, предшествующие 25 марта, греки вспоминают не только о национальном торжестве, но и о национальном геноциде. Фильм «1922-й», демонстрировавшийся в «Панораме» 24 марта, напоминал «Шоа» Клода Ланцманна. Впрочем, «1922-й» Никоса Кундуроса гораздо страшнее «Шоа». По крайней мере, после просмотра этого фильма от ореола «ататюрка» Кемаля и его бравых солдат и клочьев не остается. Вспоминаются только жестокие завоеватели с Кораном в одной руке и с саблей в другой, взявшие некогда Константинополь.

Греческий культурный центр «Зорбас» готовился к мартовскому празднованию и кинофестивалю два месяца. На открытии кинофестиваля пообещали эту традицию продолжить. Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в Украине Димитрий Кондумас возложил большие надежды на культурное сотрудничество наших стран. Словом, дай, Бог, фестивалю и Дням греческой культуры в Киеве долгих лет жизни и расширения программы. А зрители всегда найдутся.