UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Файні "фраеры" и штурм contemporary аrt

В День независимости, 24 августа, в Одессе стартует Freierfest - форум современного искусства, на который пригласили 70 актуальных участников из Украины и Европы. Среди таковых даже популярный "человек-собака" Олег Кулик (один из самых ярких представителей мирового перформанса и акционизма). Сокуратор и один из создателей Freierfest, художник Роман Громов, рассказал о проекте и своих творческих поисках.

Автор: Мария Гудыма

В День независимости, 24 августа, в Одессе стартует Freierfest - форум современного искусства, на который пригласили 70 актуальных участников из Украины и Европы. Среди таковых даже популярный "человек-собака" Олег Кулик (один из самых ярких представителей мирового перформанса и акционизма). Сокуратор и один из создателей Freierfest, художник Роман Громов, рассказал о проекте и своих творческих поисках.

Сначала о нем самом, о Громове. Работы этого художника обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они резко выделяются даже на фоне крупного проекта. Во-вторых, их содержание невозможно исчерпать словами, в них всегда заключены тайна и неоднозначность, несмотря на вроде бы броскую лобовую подачу.

Так было с фанерной инсталляцией "Саркофаг", поразившей в 2013-м посетителей Третьей одесской биеннале современного искусства - четыре силуэта игроков команды "Шахтер", политых нефтью, точно кровью, и несущих на плечах саркофаг с осыпающимся углем-прахом… Или ироничный объект "Еще больше шоколада" - гигантская "рошенка", брошенная на пол в зале уже на Четвертой одесской биеннале…

Заниматься современным искусством Громов начал в 2009-м как участник и организатор перформанс-группы Noсomprendo. В 2010-м стал сотрудничать с "Я-Галереей" Павла Гудимова. Первая персональная выставка состоялась в культовой галерее "Норма" на Кузнечной улице у Игоря Гусева, где Роман представил свои первые психоделические коллажи и объекты.

Он участвовал в Третьей и Четвертой одесской биеннале современного искусства, организовал несколько арт-проектов, сейчас руководит творческим пространством "Артерия" при Музее современного искусства Одессы.

- К визуальному искусству меня тянуло с отрочества, но почему-то не рисовать хотелось, а рассматривать объекты, - рассказывает Роман Громов. - Бурное юношеское воображение делало этот процесс увлекательным. Я начал размышлять о рекламной деятельности как сочетании коммерции и искусства. Но когда столкнулся с коварным миром рекламы, понял, что все решают деньги, а успех приносят поверхностные и скучные идеи. Учась на философском факультете, тянулся к более глубоким и сложным темам, в том числе и в искусстве.

Первым, что пришло в голову для начала художественной деятельности, был перформанс как единственное медиа, где мы с коллегами могли себя реализовать как экспериментальные художники.

Наше видение перформанса - это квазитеатр и квазицирк, некий театр абсурда в стиле Эжена Ионеско, способ увлечь и задействовать зрителя.

Эта идея оказалась по душе моим однокурсникам с философского факультета ОНУ, так была создана перформанс-группа Noсomprendo из будущих философов и культурологов. До сих пор искусствовед и куратор Михаил Рашковецкий вспоминает с теплом те времена.

Этот жанр в Одессе был не особо представлен, чаще делали видео, инсталляции, живопись. После окончания университета все разбрелись по сольным проектам: кто-то стал дизайнером, кто-то - журналистом. А я занялся карьерой визуального художника и куратора в области современного искусства.

Естественно, дикий интерес к современному искусству повлиял и на мою работу в рекламе. Так я начал внедрять свои художественные идеи в рекламу и наоборот. Мой интерес разрастался, и я стал экспериментировать с живописью, инсталляцией, видео, скульптурой. Живопись - это пока не мое, буду, конечно же, ею заниматься, но еще не пришел момент. Считаю, коль ты уж встал на путь искусства в ХХІ веке, будь добр, попробуй максимальное количество медиа. Я предпочитаю мыслить картинками, я чистый визуал.

- Твои цыганские корни - что они тебе дали для жизни, для современного искусства?

- Цыганская таборная суета сует по папиной линии с детства меня окружала и формировала мое поведение. Прабабушка-цыганка по папе - из Одессы, а папа родился в Бессарабии, их десять братьев в семье. Все расползлись по разным странам - кто в Италию, кто в Румынию, Болгарию. По маме я украинец, она у меня из Житомирской области, из очень старинного небольшого городка Олевск.

Папа передал мне безумную любовь к кино, он работал в небольшом кинотеатре и в детстве показал мне все советское кино - от "Тихого Дона" до "Сталкера". Эта страсть к кино в результате вылилась в бесконечные кинокружки, которые я организовывал со студенчества. Цыганский магнетизм присущ мне в организации проектов.

У меня само собой стало получаться искусство пестрое, яркое, с цыганской тягой ко всему броскому и китчевому, некий цыганский поп-арт и дадаизм в одном флаконе, в ход пошли элементы выжигания, кислотные цвета, психоделический коллаж, концептуальные объекты.

Одесса - это город свободы, город свободно мыслящих людей, отчасти китчевый, фраерский город.

Кстати, в планах у меня - сделать что-то вроде одесского Art Basel, уверен, что затея у нас приживется, есть все для этого, весь ресурс - художники, площадки, публика, море, нет только меценатов в достаточном количестве… Для каждого города такое событие супервыгодно, это доказывает множество примеров, Почему в Румынии или Болгарии можно сделать, а у нас - нет? Можно! Только надо торопиться, ведь вот-вот формат фестивалей изживет себя, все будет уже насквозь пронизано наноинтерактивностью.

- Фраер - слово из хулиганского, даже криминального жаргона, вдруг стало "во главе" нового феста?

- Мы с Димой Эрлихом как художники, которым важно развитие визуального искусства в Одессе, решили запустить ряд проектов, среди которых - и международный свободный фестиваль современного искусства Freierfest в честь знаменитого одесского и украинского художника Теофила Борисовича

Фраермана, который, как нам кажется, - икона одесского искусства.

Фраерман работал в мастерской Огюста Родена. Выставлялся вместе с Анри Матиссом. С открытием в 1920-м Одесского государственного художественного музея, который разместился в бывшем особняке семьи графов Толстых, стал его директором. С 1909 г. участвовал в парижских Осенних салонах, где был избран действительным и постоянным членом жюри, был одним из "одесских парижан", одним из организаторов и лидеров "Общества независимых художников". Он - наша икона!

Действительно принято считать, что понятие "фраер" в одесском блатном жаргоне означает человека, который выпячивает себя. Также этим словом в близких к уголовному миру кругах могут обозначать любого человека, который модно одет. Вне блатного жаргона, например, предприниматели 1990-х, могли назвать "фраером" человека, выставляющего себя выше своего реального социального статуса. Фраер "позирует". На древневерхненемецком языке freier означает "свободный" Из немецкого языка слово перешло в идиш, где "פֿרײַ" значит "свободный".

Уверен, новый фестиваль займет свою нишу. Музей современного искусства Одессы дал возможность проявить себя в качестве музейного куратора, делать резонансные проекты, экспериментировать. Благодарен куратору МСИО, известному контекстуальному художнику Мирославу Кульчицкому, светлая ему память, который верил в меня и не сомневался, что мне нужно заниматься кураторскими и художественными практиками. Когда шла критика со стороны, он всегда стоял на своем: "Это должно быть, без этого никак, мы в свое время делали, почему они, молодые, не должны?". Мирослав говорил, что мне следует сделать большой европейский проект, мегавыставку, но советовал сначала набраться опыта, немного подождать.

Сейчас, считаю, момент настал. Мы уже созрели для крупных проектов. Запустили выставку Freier в Киеве, а Freierfest будет более масштабным мероприятием.

- Как одесских "фраеров" принял Киев? Могу представить, конечно, но все же?..

- Киевская выставка была затравкой к большому фестивалю. Хотелось показать киевлянам, что в Одессе есть огромное число независимых молодых художников. В Киеве профессиональные круги принимали нас сухо. Либо киевляне не слишком любопытны, либо им выгодно отводить нам более низкое положение. И это при том что многое в области современного искусства Украины сделал в свое время Фонд Сороса в Одессе: одесский трансавангард был куда поярче столичного, да и концептуализм украинский отсюда родом.

Что касается киевской публики - она снобовата, но интерес к одесситам есть. В Москве и Киеве вообще много людей, которые любят априори все одесское, всю эту мифологичную "одесчину", считают одесситов более мягкими, ироничными, готовыми к экспериментам, некими добряками-бунтарями. Из столичных единомышленников у нас, по моим подсчетам, человек сто по меньшей мере.

- Грантодателей среди них, я так понимаю, нет.

- Нам не дают денег на наши креативные, дерзкие идеи, хотя мы транслируем искусство ничуть не хуже иностранных художников, даже в некоторых местах сильней. И не слабее, чем тихие концептуалисты, хотя и они фраера еще те. Леонид Войцехов - тоже фраер, если разобраться…

- А Александр Ройтбурд, разве не фраер?

- Еще какой! Это Людовик XIV украинского современного искусства. В принципе, каждый современный художник отчасти является фраером!

Из досье

За свою карьеру Роман Громов успел поработать над такими проектами, как арт-бук "Арт-подготовка" (художник и дизайнер), в 2010-м являлся куратором галереи современного искусства "ХудПромо", тогда же вошел в ТОП-20 молодых художников Украины, став финалистом конкурса МУХи (Институт проблем современного искусства, Киев). В 2014-м выиграл конкурс Polaroid Ukraine в Одессе с серией моментальной фотографии The last trip of the horse и попал в список 10 молодых кураторов Украины с проектом "Понимание свободы" по мнению Культурной платформы "Изоляция" (Донецк-Киев), а также в список 20 молодых художников фестиваля Non Stop Media (Харьков). Читал курс лекций "Американское современное искусство второй половины ХХ в." в пространстве "Циферблат" (Одесса), организовал первую в Одессе акцию продажи молодого современного искусства "Second hand современного искусства". В 2015-м организовал платформу для продажи и продвижения современного искусства Odessa Art Court, стал одним из основателей монобренда "ОСА" (Odessa Сontemporary Аrtists store).