UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ФАРБОТОНЫ-98» — ПОЩЕЧИНА ЧИНОВНИЧЬЕМУ РАВНОДУШИЮ

Фестивали в Украине бывают разные. Организаторы одних, используя благородную идею духовного обогащения народа, бесстыдно набивают себе карманы сколачиванием громких шоу на площадях и во дворцах культуры...

Автор: Марианна Копица

Фестивали в Украине бывают разные. Организаторы одних, используя благородную идею духовного обогащения народа, бесстыдно набивают себе карманы сколачиванием громких шоу на площадях и во дворцах культуры. Другие, так называемые фестивали-декады, под вывеской братания народов опустошают государственную казну.

Но есть праздники искусства, основным богатством которых является творческий энтузиазм, идея восстановления традиций культурного общения и желание увидеть молодежь вечером не в темной подворотне, а в Храме музыки. Именно таким был Первый фестиваль академической и современной музыки под ярким названием «Фарботоны», прошедший на святой шевченковской земле - в Черкассах и Каневе.

А началось все с того, что молодые, энергичные и высокообразованные представители интеллигенции Канева в лице композитора Ивана Тараненко, продюсера будущего фестиваля, его соратника Александра Апалькова, главного редактора литературно-художественного журнала «Склянка часу», Игоря Лихового, директора Национального музея-заповедника Т.Шевченко и группы их друзей задумали зажечь свою фестивальную звезду на региональной карте Украины.

Вдохновленные удачно подобранным названием «Фарботоны» (ранее И. Тараненко написал музыкальное сочинение с таким названием) организаторы представляли идею фестиваля очень перспективной: многокрасочность звуков как разнообразие стилей и направлений в музыкальной культуре, от классической и современной музыки, образцов украинского фольклора до джазовых композиций. «Фарботон» предполагает и прямое совмещение жанров искусства - краски и звука, т.е. живописи и музыки. А за этим вставали благородные идеи привлечения широких кругов общественности Канева, давно забывших, что такое концерт, общение творческой интеллигенции города и, главное, - «спасение душ» детей и подростков от той страшной виртуальной реальности, в которой они неизбежно пребывают, потребляя низкопробную продукцию телевидения, видео и др.

Но как у нас часто водится, положительной реакции на предложение поддержать фестиваль от начальства района и области не последовало. Организаторам сразу приклеили ярлык «авантюристов», и началась заколдованная канитель взаимоотношений ее Величества Музыки с командой верных рыцарей Власти: планомерное исчезновение объявлений и афиш с календарем концертов фестиваля, требование непомерных платежей за аренду залов, попытки срыва концертов... Где уж тут картины художников повесить в помещении Дома культуры Канева, если за каждую картину, размещенную на неприлично ободранных стенах, Власть требовала по 20 гривен!

Откуда же взялось столь недоброжелательное отношение к первому музыкальному празднику в этом регионе? Видимых причин как будто нет. Программы концертов насыщены и разнообразны: классическая музыка представлена именами Баха и Шуберта, Чайковского и Дебюсси, Шопена и Бортнянского, авангард - произведениями современных украинских композиторов Г.Ляшенко, А.Гаврилец, М.Денисенко, И.Тараненко. Могли также удовлетворить свои вкусы любители украинской эстрады, фольклора, джаза. Может, корень зла в том, что исполнители подвели плохой игрой? Так нет, коллективы были лучшие из лучших: «Классик-хор» Киевского университета культуры и искусств (художественный руководитель - Д.Радик), Киевский сакс-квартет, лауреаты международных конкурсов дуэт баянистов Богдан и Руслан Пироги, фортепианный дуэт Ю.Кот - И.Алексийчук, Черкасский камерный оркестр и ставшие любимцами публики бандуристы заслуженный артист Украины Роман Гринькив и лауреат международных и всеукраинских конкурсов Лариса Дедюх.

А причина, скорее всего, до банальности проста: отцы города и области, занятые предвыборной гонкой и формированием собственного политического имиджа (в котором, кстати, не нашлось места для культуры), не нашли выгоды в рождающемся культурном событии и попросту отмахнулись от него. Хотя восторженная реакция слушателей, назвавших фестиваль «глотком свежего воздуха», и то, что три тысячи человек посетили концертные площадки только в Каневе (а это 10 процентов всего населения города), дают пищу для размышления.

Задуматься можно было бы и о том, что музыка и в целом искусство в творческом отношении влияют на экономику - может быть, не так откровенно, сиюминутно, с быстрой отдачей. Страна с высокой культурой и многочисленной интеллигенцией, задающей тон в экономике и политике, вызывает всеобщее уважение. Дождемся ли мы такого положения вещей в нашей многострадальной Украине?

А пока фестиваль «Фарботоны-98» можно считать большой творческой удачей его устроителей и спонсоров - Партии духовного, экономического и социального прогресса и ее лидера Ивана Бурдака, Каневской городской организации общества «Просвіта», директоров Черкасского областного музыкально-драматического театра им. Т.Шевченко

А. Ситника и Черкасского музыкального училища им.С.Гулака-Артемовского В. Хорошего и многих других, в трудный час протянувших руку помощи молодым энтузиастам. «Фарботоны-98» - это, как говорят в Украине, «ляпас» тем, кто сидят в руководящих креслах и не замечают, что поезд их псевдодеяний давно ушел.