С июля в Украине начинает разбег программа Европейского Союза и Восточного партнерства "Культура и креативность". Это симптоматичный для нынешнего времени международный проект, который предполагает расширить рамки сотрудничества наших культурных институций со странами Евросоюза, определить проблемные точки украинского культурного ландшафта, активизировать диалог индустрий, а также сделать этот диалог как креативным, так и продуктивным.
Важное уточнение: программа "Культура и креативность" будет симультанно реализована не только в Украине, но также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове в течении трех лет. Бюджет - около 4,2 млн евро. Главные направления - практические исследования, международное культурное сотрудничество, информационные кампании, тренинги. Все это предполагает определенные тематические аспекты, среди которых управление проектами, фандрайзинг, адвокатирование, культурная журналистика, исследования в сфере культуры и т.д.
В интервью ZN.UA Тим Вильямс, специалист по культурным и креативным индустриям Программы ЕС и Восточного партнерства "Культура и креативность", рассказывает, в чем особенности реализации Программы в Украине, каковы ее перспективы.
- Г-н Вильямс, несколько слов о предыстории "Культуры и креативности". Что ей предшествовало? И что стимулирует ее сегодня?
Темы культуры и европейских ценностей - родственные. Возможно, кто-нибудь по инерции относит к "традиционным" сегментам культуры только архитектуру, живопись, театр, кино… Но ХХ, и особенно
XXI век, демонстрируют, что спектр культуры - разнообразный. Мы живем в информационном обществе, что означает возросший спрос на дизайн и контент. Поэтому современная культура впитывает в себя, в том числе, и дизайн, и радио, и ТВ, и развитие IT-технологий. В каком-то плане даже социальные сети - отражение тех или иных социально-культурных процессов.
Культурный сектор сегодня дает Евросоюзу более 8 миллионов рабочих мест. И это очень важный показатель. Отталкиваясь от приоритетов культуры, от возможности диалога разных культур, а также от преломления культуры в сферу социальную (в том числе и создание новых рабочих мест), мы и исходим, разрабатывая свою программу.
- В поле зрения программы - шесть разных стран. Каждая из них предполагает оригинальную, аутентичную национальную культуру. Конечно, важно, что эти страны объединены постсоветским прошлым. Но более важно, что эти страны сохранили свое оригинальное культурное лицо - и Азербайджан, и Грузия, и, естественно, Украина, и другие. Нет ли здесь риска эдакого непредумышленного процесса унификации культур, стирания их национальных особенностей в рамках общей стратегической программы?
- Есть одно популярное слово, на английском оно звучит как glocal. Значит соединение местного и глобального. Так вот "местный" еще не означает оторванный от большого мира и обособленный от общемировых, в том числе европейских ценностей.
Вот пример. Он касается IT-технологий как одной из социокультурных сфер. Skype был создан в Эстонии. Кто мог подумать, что именно Эстония, замечательная страна может предложить целому миру столь глобальное средство коммуникации. Это именно тот пример, когда местное выходит на общее, при этом сохраняя и свои исходные данные - место рождения. И таких примеров немало.
Одна из задач программы "Культура и креативность" - помочь Украине войти в европейское пространство, открыть этому пространству интереснейший срез вашей национальной культуры выстроить систему эффективного взаимообмена культурными инициативами.
Так вот, инструментарий, который предполагает сделать такие процессы реальными, также предусмотрен в рамках программы. Это мастер-классы, on-line курсы, учебные туры, партнерские ярмарки, интенсивные тренинги и многие другие формы сотрудничества.
Программа "Культура и креативность" не предоставляет грантов - непосредственно. Задача программы предоставить знания и инструменты участия в международных проектах сотрудничества. В том числе и в рамках "Креативной Европы". Как известно, это влиятельнейший европейский фонд, который финансирует культурные инициативы. И Украина, со стороны Министерства культуры, вскоре планирует подписание договора с этим фондом.
…Но для того чтобы в нем участвовать, чтобы быть конкурентоспособными - это же не только оформление документа и подача заявки. За всем этим, в том числе и за желанием искомого результата, обязательно предварительная работа, приобретение профессиональных навыков. Ведь не так просто конкурировать с большим количеством стран, которые являются партнерами "Креативной Европы" (уточню, 28 стран Евросоюза присоединились к Фонду).
- 4 млн евро на 3 года (бюджет программы) будут разделены поровну между шестью постсоветскими странами, которые эта программа и охватывает? Или для кого-то возможны преференции?
- Каждая из стран имеет свои особенности культурного развития. Между странами есть и сходные проблемы, в частности, в сфере креативных культурных инициатив. И, безусловно, некоторые проблемы в сфере культуры сильно разнятся.
Но, естественно, никакой уравниловки в этом плане нет и быть не может. Страны разные и "цены" разные. И объем работы разный.
У нас будут элементы совместных проектов. Будем учитывать разные национальные факторы. Но, в принципе, повторюсь, мы не намерены инвестировать в гранты. Средства, в первую очередь, для того, чтобы поддержать и развить ваши же возможности и профессиональные навыки. Создавать условия для развития культурных инициатив в той или иной стране.
В этом плане выделяем 13 субсекторов в сфере культуры. После изучения ситуации будут приняты решения: на каком из этих субсекторов фокусировать большее внимание.
То есть не просто есть один интересный музей и ему надо непременно помочь… Да, помочь нужно. Но фокус в том, чтобы в рамках программы выстроить такие условия для развития культуры в стране, которые сделают невозможным прозябание в Украине того или иного замечательного музея.
Прежде нужно понять: какие вопросы априорны для украинской культуры, как украинский Минкульт будет выстраивать свои стратегии, в чем программа Евросоюза может быть полезной и Минкульту, и негосударственному сектору культуры?
Поэтому, говоря уже о механизмах самой программы, важно практическое исследование культурной сферы Украины. И результат этих исследований может дать тот или иной инструментарий для работы и политику, и журналисту, и меценату. Идем в библиотеку и определяем: какие книги читают, какие хотели бы, каков там уровень IT-технологий? То есть практическое исследование реального положения дел в культуре и желание стимулировать данную отрасль.
- Вы отметили, что взаимодействие с Министерством культуры Украины возможно. С другой стороны, с кем сегодня интересней работать в рамках таких программ - с правительственной структурой или с независимыми культрегерами?
- Если посмотреть в этом плане на Евросоюз, то там довольно четко осознают, что не только у конкретного профильного ведомства есть своя ответственность за процессы культуры. И было бы странно, если бы думали иначе. И министерство образования, и министерство труда, а также финансов - все они должны работать на один результат. В том числе и в культурной отрасли. Я уже говорил, что именно культурная сфера может частично решать вопросы безработицы. В Евросоюзе создано более 8 млн рабочих мест только в сфере культуры и креативных индустрий. Почему сегодня в Германии достаточно хорошо живут художники, даже по сравнению с Францией и Великобританией? Потому что тамошняя налоговая система и Министерство финансов решили вопрос преференций - для компаний, которые при строительстве зданий используют работы монументального искусства, налог уменьшается на 5%.
- Если диагноз нашей культуре будет ставить экспертная среда (с целью кого-то и что-то вылечить), то где гарантии, что сама эта экспертная среда всегда вменяема и во всем объективна?
- Наша задача - привлечь к подобному диалогу разные заинтересованные стороны. И правительственный сектор, и независимый сектор. На самом деле, в разных культурных сферах существует своя сформировавшаяся экспертная среда. Из тех людей, которые активно работают, продуктивно действуют. Поэтому экспертные группы предполагаются смешанные, с вхождением в них и представителей Евросоюза.
Скажем, если проводим определенные тренинги и в Украине нет соответствующего специалиста - такой специалист приглашается из Евросоюза. Задача - привлечь их в Украину, организовать их работу, сделать эту работу эффективной.
Естественно, будем максимально привлекать местных экспертов. Совместными усилиями будем устанавливать проблемные темы, определять направления, выстраивать инициативы.
Уверен, сейчас для Украины наступил определяющий момент в плане самоидентификации, в плане осознания приоритетности культуры.
На самом деле это очень важные моменты. Еще три года назад подобные вопросы не особо здесь кого-нибудь волновали. Поэтому в первую очередь и нужно выстраивать стратегию - вектор культурного движения, осознание общих ценностей. Второе - обучение, определение проблемных тем, развитие проблемных зон. И важный аспект в программе - коммуникации: информационная работа, консультации, тренинги.
Видим, как Грузия активно взаимодействует с Евросоюзом в культурных вопросах. Они просят наших экспертов, создают стратегические проекты. Они провели у себя уже 150 встреч (именно по культурной проблематике) по всей стране - и министр культуры Грузии слушал мнения, изучал спектр культурных настроений. Впоследствии им пригодилась помощь экспертов Евросоюза.
Сейчас Украина имеет отличный шанс развивать свою национальную культуру и быть интересной этой культурой как Евросоюзу, так и целому миру.
Именно культура сегодня может дать и больше туристических возможностей, и больше доступа к инновационным технологиям.
Культуры и идеи разных стран не имеют границ. И когда говорим об аутентичности, то выигрывает тот, чья локальная креативная идея лучше оформлена, лучше подана, больше воспринята в разных странах. Политические нюансы здесь сведены к минимуму. К тому же, и экономика, и разные кризисные политические явления тоже очень тесно связаны именно с культурными ценностями и процессами. Ибо культура преодолевает кризис.