UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!»

ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!Накануне Нового года столичный хор «Відродження» отметил свое десятилетие. Ны...

Автор: Галина Родина

ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!Накануне Нового года столичный хор «Відродження» отметил свое десятилетие. Ныне его хорошо знают в Украине, благодаря высоко профессиональному исполнительству, самобытному звучанию и оригинальному репертуару, в каждой из программ которого обязательно есть открытия незнакомых современным украинцам имен и произведений. Знают этот хор в Европе и не только по успешным гастролям, а еще по блестящим победам в престижных хоровых конкурсах, с которых «Відродження» возвращалось то ли с гран-при, то ли с лауреатским званием, то ли с дипломом. И все же главное направление в творчестве хора и его руководителя - это возрождение и введение в актив украинской культурной жизни утраченного и забытого музыкального наследия. На сегодня разыскано, реставрировано и расшифровано такое количество произведений, которое позволяет всерьез говорить об издании многотомной антологии украинской духовной музыки в нотах и аудиозаписях.

Каким же было начало? С таким вопросом я обратилась к художественному руководителю хора «Відродження», кандидату искусствоведения, дирижеру Мстиславу Юрченко.

- Началось это случайно. Я занимался Максимом Березовским, розыскивал его произведения достаточно долго. В 1985 году мне удалось найти в московских архивах какую-то часть его творчества.

- А откуда заинтересованость Березовским?

- Когда я услышал его знаменитый концерт «Не отвержи меня во время старости», то был потрясен. Он открыл мне иной мир, до того неведомый. Ведь до середины 80-х годов духовную музыку у нас исполнять не разрешалось. Единственная пластинка, которая вышла в Советском Союзе, - диск, записаный С.Юрловым, на котором и звучал концерт. Эта музыка значительно расширяла горизонты нашей родной культуры. Мне стало обидно, что композитор, который написал гениальное произведение, с именем, занесенным во все энциклопедии мира рядом с Д.Бортнянским, известен нам лишь по единственному концерту. Мне захотелось отыскать и возродить его творчество. Я списался с итальянским архивом, и когда получил оттуда ноты, появилось желание услышать их звучание. Я обратился к государственным коллективам с предложением исполнить мои находки. Но у них были свои планы. И ситуация заставила меня вспомнить о своей профессии хормейстера. Я собрал певцов, которые, работая в государственных хорах, не находили творческого удовлетворения; студентов, людей, которые умели и хотели петь. Мы подготовили программу, стали выступать с лекциями-концертами, где рассказывали о творчестве М.Березовского и пели его литургию. А когда начали работу над тематическими программами, М.Березовський раскрылся перед нами в совершенно новом, более глубоком измерении. В новом свете предстала и вся наша украинская духовная музыка, которая едва теплилась в церквах у регентов. Даже у маститых музыковедов возникал вопрос, а существует ли вообще украинская духовная музыка? И мы нашли материал, подтверждающий ее существование, открыли духовные произведения Н.Леонтовича, Я.Яциневича, Н.Лысенко, Г.Давыдовского. С конца 87-го - начала 88-го года хор стал «собираться» регулярно. Именно тогда мы и получили название «Відродження».

- И какова же дальнейшая судьба ваших открытий?

- Наши находки мозаичны. Они лишь показали, что необходима планомерная работа по возрождению украинской духовной культуры. Однако, она по сей день не ведется. Я подавал несколько проектов и программ в Министерство культуры, в Кабинет министров, в администрацию Президента, в Академию наук Украины. Все они остались без ответа.

- А что вы предлагали?

- Я предлагал создать госудаственную программу изучения украинской духовной музыки, потому что эта музыка является одним из важнейших компонентов развития украинской духовности. Не было большего воздествия на формирование и развитие культуры украинцев, чем влияние пения. Это наиболее фундаментальная наша основа. В мире нас знают не благодаря живописи, философии, красноречию, а именно благодаря искусству пения. И одной из весомых составляющих певческой культуры Украины является духовная музыка. Начиная с Х столетия она существовала в профессиональном статусе. Изучению этого огромного пласта потребуются десятилетия. К примеру, известны названия восемнадцати концертов М.Березовского. Из них найдены ноты лишь трех. С А.Веделем вообще картина неясна. Известно только одно его произведение. И так далее.

- Можно ли назвать двадцатые годы ХХ столетия возрождением духовной музыки в Украине?

- Я бы выразился иначе. Наша духовная музыка не возрождалась, а трижды в своей истории переживала этапы подъема. Впервые это случилось тогда, когда духовная музыка ассимилировалась на украинском грунте и дала свои плоды - церковный распев. Второй всплеск произошел в ХVII-ХVIII столетии, в момент наивысшего подъема музыкальной культуры в Украине вообще. Это было время поголовной музыкальной грамотности. Такого Европа не знала. Именно такое состояние музыкальной культуры дало Украине А.Веделя, Д.Бортнянського и М.Березовского. Они поднялись на гребень этой волны. Затем последовал глубокий спад, во время которого духовная музыка существовала в стадии фольклора. И вот в 20-е годы нашего столетия - взрывоподобное развитие духовной музыки. Одновременно происходил национальный подъем, создано государство. Значение этого духовного взрыва еще до конца не определено, а в музыке он заключается не только в том, что стали творить композиторы. Начались поиски старинной музыки, поднялся целый пласт устной церковной традиции, много произведений были записаны нотами, их стали исполнять. Изучение всего этого требует глубокой научной работы.

- В каком состоянии на сегодняшний день находится украинская духовная музыка и хоровая культура в целом?

- Хоровая культура - это та карта, на которую можно ставить. Еще не утрачены традиции, не утрачена хоровое образование. Зарубеж сказал «Ах!», услышав украинские хоры.

- А что ныне происходит в композиторском духовном творчестве?

- Композиторское творчество в области духовной музыки было прервано после 20-х годов ХХ столетия. (Это уже во второй раз за свою историю). И перерыв в семьдесят лет дает о себе знать. Наши композиторы не имеют тех корней в музыкальном мышлении. Сейчас они либо, опираясь на простенькую церковную традицию и приспосабливая свои музыкальные вкусы и стилевые особенности под нее, утрачивают собственную оригинальность. Либо пытаясь сберечь свой стиль, опираются на европейскую традицию. Но тогда в духовной музыке не ощущается церковная традиция.

- На какой стадии находится ваша идея издания антологии украинской духовной музыки?

- На стадии идеи. Мы с ней обращались в Министерство культуры и отзыва не дождались. Должно быть по крайней мере признано, что нашему государству такая антология нужна. Пока я не вижу такой заинтересованности ни в этом издании, ни в деятельности хора «Відродження» в целом.

- Какова же ваша ближайшая программа?

- Наша програма - найти поддержку. Если ее не будет, мы не сможем двигаться вперед. А найдем поддержку - сделаем очень много.