UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евгений Карась: «МЫ КОНСТРУИРУЕМ СТИЛЬ»

Что такое галерея? Коммерческая или выставочная структура, или то и другое вместе взятое. Мне нравится более абстрактное определение - это культурно-коммуникационное пространство...

Автор: Виктория Бурлака

Что такое галерея? Коммерческая или выставочная структура, или то и другое вместе взятое. Мне нравится более абстрактное определение - это культурно-коммуникационное пространство. Качественным культурным пространством может быть далеко не каждое заведение подобного рода. Во-первых, не все галеристы могут похвастаться профессиональным пониманием искусства, во-вторых, не все стремятся его пропагандировать, и тем более - создавать из этого понимания деньги.

Все-таки элитные (страшно употреблять это звучное слово, но куда денешься) галереи в Киеве есть, «Ателье Карась», например. Элитная, в моем понимании, - это галерея, успешно справляющаяся с многотрудной миссией формирования эстетических вкусов социума в духе времени.

Каким образом удается удерживать положение диктующего художественную моду, я попыталась выяснить у Евгения Карася, хозяина галереи.

- В чем вы видите своеобразие нынешней киевской художественной ситуации, и что привносит в нее ваша галерея, какую коммуникативную среду формирует?

- Во всех классических учебниках по менеджменту пишется, что надо ориентироваться на спрос. Но у нас другая ситуация, ведь мы имеем дело с элитарным интеллектуально-чувственным продуктом. Мы создаем знание - конструируем стиль, свое понимание художественных процессов, провоцируем интерес, пробуждаем вкус. В итоге рождается спрос - не банальная потребность, а взаимоотношения между искусством, галереей и потребителем. Приспосабливаясь под внешние запросы, мы получим «салон» - нечто привлекательное, легкое для восприятия, иногда имитирующее смысл. Есть разные галереи и искусство, и все они имеют право на существование, но мы занимаемся только рейтинговым (получившим высокую международную оценку специалистов) искусством.

Ведь в сегодняшней украинской действительности существует расслоение различных информационных полей - профессионального и социального. Мощные и популярные в профессиональной среде художники могут быть совершенно неизвестны среде социальной. Я могу назвать пару художников, которые «прорвались» на уровень известности - Яблонская, Пинчук, чуть доступней становится Сильваши. Более того, скажу, что профессиональная среда недоступна даже тем, кто этим занимается на государственном уровне: Министерство культуры, Союз художников, художественные академии и музеи, которые не знают происходящих процессов и имен.

Сближение этих полей идет каким-то черепашьим шагом, оно абсолютно несоразмерно с пониманием культурной политики государства. Примат спортивной политики над культурной присущ, как правило, слаборазвитым государствам третьего мира. Это отчасти объясняется тем, что общекультурный уровень наших управленческих структур невысок. У нас есть очень образованные люди, но они не ориентируются в том, что происходит в современном искусстве, не понимают его необходимость и критерии оценки.

На Западе правящий класс хранит преемственность культурных традиций - от генетического дворянства до новых буржуа. В 70% случаев у власти находятся культурные люди. Она стоит над профессионалами, видит будущее и его программирует, поскольку политика - вещь генетическая, а не спонтанная. У нас корни культурных традиций обрублены революцией, войной и репрессиями, точно так же, как и преемственность капитала. Люди, всего десятилетие владеющие новым капиталом, культурно еще не доросли до его вложения в искусство.

Отсюда - пропасть между мнением специалистов и теми, кто принимает решения. Поэтому у нас такие сомнительные памятники и «лицо Киева». Ценно только то, чего наши правители не коснулись - исторические дореволюционные постройки. Остальное же - очень непрофессиональная игра в культуру.

В нынешней ситуации мы пытаемся быть честными по отношению к тому, что делаем, демонстрируем, рекомендуем. У нас многофункциональная галерея. С одной стороны, конструируем профессиональную среду, с другой, популяризируем современное искусство и его идеи.

Формируя художественную ситуацию, в 1997 году мы впервые соединили художников, ранее на одной площади никогда не выставлявшихся. Были антагонистические творческие группировки - «Живописный заповедник», «Парижская коммуна», «Братство Алипия», «Човен», шестидесятники. Были совершенно самостоятельные личности, держащиеся особняком. Но все же ведущие мастера, лидеры стилей и направлений были собраны в одном выставочном проекте не по политическим пристрастиям, а по уровню мастерства.

Если в 1997-м мы конструировали художественную среду, то в 1998-м мы показывали «Ретроспективу» значительных явлений современного украинского искусства и их представителей. За это время нам удалось найти много сторонников и почитателей нашей деятельности, которые стали нашими партнерами, друзьями и единомышленниками. Постоянное внимание средств массовой информации, деловой и культурной элиты подтверждают результативность пройденного пути.

- Как вы начинали этот путь?

- С полуразрушенного помещения, которое получили в 1986 году под творческую мастерскую. Там не было окон, отопления, и вообще все выглядело очень грустно. Активная галерейная деятельность началась с 1995 года, когда уже были такие сильные галереи, как «Ирена», «Триптих» и другие. Может быть, наше преимущество заключается в комплексе, который включает системный сбор и анализ информации о художниках, выставках, ценах, проектах; стратегический анализ внутренней деятельности; слаженная работа команды; использование современных средств техники и коммуникации.

- Пожалуйста, немного подробнее об аналитической деятельности.

- То, что мы делаем - это не только интуиция, не только желание и чувство, тут очень много логики и методов. Мы занимаемся методологией создания и развития культурных организаций. Для профессиональной среды постоянно формируется публичная база данных, включающая фото- и текстовые материалы о 500 художниках, кураторах, искусствоведах и т.д. Постоянно формируем рейтинги, отслеживаем стоимость произведений, изучаем тенденции и прогнозируем.

- Что собой представляет ваш будущий выставочный проект «Двадцать художников Украины. Конец века»?

- Это первый рейтинговый проект - альбом и выставка, - который появится в Украине. Аналогов у нас нет, предыдущие отечественные альбомы скорее напоминали винегрет. В ходе тщательнейшего анализа собраны высококлассные художники: В.Шерешевский, О.Тистол, П.Маков, В.Бажай, П.Бевза, А.Блудов, В.Бовкун, В.Будников, М.Вайсберг, М.Гейко, О.Дубовик, О.Животков, П.Лебединец, О.Ройтбурд, Т.Сильваши, М.Скугарева, Ю.Соломко, И.Янович, В.Раевский, А.Друганов. В работе над каталогом участвуют ведущие специалисты рекламных компаний, авторитетные национальные специалисты издательского дела. Наш альбом - это сильнейшие художники, 250 страниц очень качественной полиграфии, серьезные спонсоры.

- Вы считаете, что эти двадцать художников - это основные векторы развития сегодняшнего искусства?

- Это те художники, которых мы выделили, как наиболее полно представляющих направления и тенденции в современном визуальном искусстве Украины. Можно еще назвать шесть-семь художников, но в каталог они не попали, поскольку либо дублировали, либо не вписывались в общую концепцию. Я считаю художников проекта социально недооцененными у нас. К ним с большим вниманием и интересом относятся на Западе, награждают различными премиями, но у нас, увы...

- Неужели это столь важно? В своей среде их все знают и уважают, зачем им нужны еще официальные премии и всенародное признание?

- Очень хочется комфортно жить на родине (хотя история показала, что наши гении признаются либо на чужбине, либо посмертно, подобно Сковороде, Шевченко, Гоголю, Малевичу, Кандинскому, Архипенко). А для художника один из главных факторов ощущения комфорта - оценка своего народа. Неудобно привозить на родину чужие награды.

- Какие вы видите перспективы развития галерейного дела?

- Во-первых, идет профессионализация галерейной деятельности; во-вторых, наблюдается тенденция возрастания цен на сильных украинских мастеров современности; в-третьих, формируется новая генерация наших потребителей, проявляющих стабильный интерес к художественной ситуации вообще. В-четвертых, есть надежда на то, что к власти придут более прогрессивные личности.