UA / RU
Поддержать ZN.ua

Этот «Фонтан» бил, есть и будет!

Раньше в той, еще советской, жизни с юмором ассоциировались журналы «Крокодил» и «Перець» — обличающие, борющиеся с недостатками, мешающими уверенно маршировать в светлое коммунистическое будущее...

Валерий Хаит

Раньше в той, еще советской, жизни с юмором ассоциировались журналы «Крокодил» и «Перець» — обличающие, борющиеся с недостатками, мешающими уверенно маршировать в светлое коммунистическое будущее. Хотя на кухнях и в курилках больше смеялись над смачным и злым политическим анекдотом и пересказывали его хоть и шепотом, но с куда большим энтузиазмом. После того, как причина шептаться отпала, юмор из печатного переродился в непечатный и переместился на сценические площадки, телевидение и в кино. Ведь любой нормальный юмористический журнал без пошлости и «чернухи» выпускать было просто невыгодно — ну какая кормилица-реклама будет там восприниматься серьезно?

Попытку вернуть народу юмористические тексты и карикатуры, смешное, написанное пером и тем более напечатанное на хорошей мелованной бумаге, восемь лет назад предпринял журнал под многообещающим названием «Фонтан». В городе, который любит и умеет смеяться. Какое-то время мы сотрудничали – в «ЗН» была страничка юмора от «Фонтана», потом просто обменивались номерами и новостями. Но вот получили сотый номер журнала. И решили задать его редактору Валерию Хаиту несколько уточняющих вопросов…

— Оказалось, что Одесса как столица юмора 70 лет не имела своего юмористического журнала… «Фонтан» забил потому, что накопилась критическая масса «смешной воды» или нужно было украсить литературный быт города?

— Можно ли называть город столицей юмора, если в нем даже нет юмористического журнала?.. А теперь есть. Значит, Одесса ныне полноценная столица чего? Правильно…

А насчет воды… На знаменитых одесских фонтанах давно уже нет воды. Вот мы и стараемся, чтобы и в нашем «Фонтане» ее не было…

— Как восприняли лучшие знатоки и ценители юмора — простые одесситы — его первый номер? Вспоминаете ли вы его как блин комом или с нежностью и ностальгией?

— Первый номер «Фонтана» одесситов действительно поразил. И именно тем, что в нем не было ничего поразительного. Ни «желтизны», ни «черноты». К тому же, ни одного анекдота. Даже приличного… Да он такой и месяца не протянет, говорили многие. И вот вышел сотый номер. А это означает ни больше ни меньше, что «Фонтану» исполнилось сто месяцев. Так что, согласитесь: «Фонтан» продолжает поражать…

А если первый блин был комом, то сегодня это ком в горле: какими же мы были сто месяцев назад дерзкими и молодыми!..

— Кстати, много ли среди ваших авторов собственно одесситов?

— Авторов-одесситов, увы, не очень много. В нашем жанре хороших авторов много не бывает. Даже в Одессе… Но зато они у нас все — лучшие. Причем не только в Одессе. Несравненный мастер «Новых одесских рассказов» Георгий Голубенко. Уникальный поэт Михаил Векслер. Могу сказать, что нашего Векслера цитирует в своих концертах даже такой гроссмейстер жанра, как Игорь Губерман!..

— Вообще, как попадают тексты на страницы журнала — самотеком, после закидывания в разные моря сетей и просеивания пойманного сквозь частое сито или как-то еще?

— Все у нас очень просто. Дело в том, что к 97-му году, когда задумывался журнал, мы уже были знакомы со многими нашими потенциальными авторами: все же опыт КВНов и «Юморин» что-то значил. А потом старые друзья-авторы стали рекомендовать новых. Причем благодаря Интернету это все происходило довольно быстро. И уже через какое-то время наши новые и старые авторы стали писать прямо в номер. А насчет сита — оно у нас довольно густое. Принцип такой: текст должен быть не только смешным, но и отвечать литературным канонам. Прежде всего быть в рамках вкуса. Мы гордимся тем, что в «Фонтане» за эти годы не прозвучало ни одной пошлости. А еще предметом нашей гордости является то, что у нас практически нет грамматических ошибок. Да, отбор, как говорят авторы, слишком строгий. Причем двойной и даже тройной. Сначала отбирается то, что, по нашему мнению достойно редактирования. После соответствующей работы готовый текст отправляется в так называемую «Зеленую папку». И уже к новому номеру из этой папки отбирается лучшее. Некоторые подготовленные ранее тексты порой лежат в ней по нескольку лет… Наши постоянные авторы присылают нам часто и много. Но процент, так сказать, качества у каждого разный. У кого-то «идет в дело» максимум пять процентов от присланного. У кого-то двадцать… А у Миши Векслера, например, чуть ли не девяносто… Читатели, конечно, об этом не знают и каждый раз удивляются: какие у вас разные, но все хорошие авторы!..

— Ежедневно общаясь со смешных дел мастерами, вы стали: лучше, богаче или мизантропом?

— Богаче точно не стали, поскольку стараться быть в рамках вкуса и приносить прибыль — вещи несовместимые. А лучше, как утверждают многие, мы на самом деле вроде бы стали. И объяснение этому простое. Благодаря нашему журналу круг наших друзей стал значительно шире. И среди них оказались люди просто замечательные — добрые, умные, талантливые… Так что, кроме как тянуться, другого выхода нет …

— «Фонтан» — вне политики. Это уже не смешно?

— Ну, мы вне политики не совсем, конечно. У нас даже рубрика такая постоянная есть: «Свободный микрофон». Просто мы за то, что и по поводу политики нужно шутить, не переходя границ вкуса. А вообще мы в этом смысле полностью согласны с Михал Михалычем Жванецким, который как-то сказал: «Критиковать нашу жизнь может человек слабого ума. Настолько все ясно…» И под словами еще одного нашего любимого писателя мы готовы подписаться. Это Сергей Довлатов: «Главное — стараться не увеличить количество зла в мире…»

— Какое место в «Фонтане» занимает правда жизни? Действительно ли она смешнее придуманных шуток?

— Мы на самом деле часто печатаем в «Фонтане» забавные, непридуманные истории. А смешнее ли они придуманных — судить читателю. Который, кстати, не всегда может отличить одно от другого…

— Кто в «Фонтане» самый серьезный? А самый веселый?

—Самый серьезный, конечно, редактор. Он же и самый веселый… А что делать?

— Умное человечество расстается с прошлым, смеясь. А очень умное?

— Сейчас в мире все перевернулось с ног на голову. Так что умный ты или очень умный, смеяться больше оснований не над прошлым, а над будущим…

— Как относитесь к конкуренции — мочите всех конкурентов в «Фонтане», пьете вместе с ними на Фонтанке водку или заставляете хохотать до упаду?

— Конкурентов у нас сегодня, слава Господу, нет. Думаю, и не скоро появятся.

Ниша наша скромна, она дает только моральные дивиденды. А на это сегодня мало кто польстится…

— От великого до смешного — шаг. А от смешного до великого?

— Когда слова и поступки известного политика начинают вызывать смех, он тут же становится комической фигурой. Его уже никто из нормальных людей всерьез не воспринимает. Жириновский с самого начала не имел никаких шансов стать великим. Сколько бы ни пыжился… И вообще, как сказал Николай Васильевич Гоголь, глупость выдает себя надутостью… Это прямо относится и к некоторым украинским политикам. Так что хочешь быть великим — старайся не быть смешным. Остроумным — другое дело. Без этого качества великих политиков не бывает…

— Как обычно ведете себя 1 апреля?

— Обычно грустим… Помнится, много лет назад, еще до первых «Юморин», в Одессу пришла телеграмма: «Будет ли в Одессе весело первого апреля?» Ответ был такой: «Одесса смеется круглый год, дайте отдохнуть хотя бы один день…»

Вот так и мы…

— Лучшее средство продвижения родного издания это: живая версия журнала, бесплатная подписка во время разных акций, агитация на «Юморине», встречи с читателями по городам и весям…

— Насчет живой версии. Была такая передача на канале «1+1» — «Фонтан-клуб», помните? Так вот, в каком-то смысле, как мне кажется, она и была живой версией… Кстати, когда эту передачу иногда повторяют, многие говорят, что она действительно до сих пор живая…

— Есть ли у «Фонтана» враги? А влиятельные друзья?

— Враги есть, наверное… Но признаться в этом, видимо, стесняются. Как-то стыдно быть врагом такого миролюбивого издания…

И влиятельные друзья тоже есть. Правда, к сожалению, они влияют совсем на другое…

Из досье

Сотый номер «Фонтана» увидел свет 1 марта 2006 года. А первый номер журнала вышел 15 октября 1997 года — в день столетия со дня рождения Ильи Ильфа. Первый в Одессе юмористический журнал после 70-летнего перерыва. Напутствовал его Михаил Жванецкий:

«Низкое качество жизни вызывает высокое качество юмора.

У журнала «Фонтан» есть все шансы.

Я сам не хохотал уже сто лет.

Так хочется посмеяться.

Так надоело читать анекдоты.

И в Одессе охота видеть человека, а не тещу, торговку и делового остряка, сидящего на акценте.

Из акцента мы выжали все.

Сэкономим Одессу.

Здесь все гораздо глубже — и хуже, и лучше, чем в наших шутках.

Будем беречь Одессу.

Крохи остались.

Для семян.

Всегда неподалеку

Ваш Жванецкий.

1 октября 1997 года».

Через несколько лет поэт Игорь Иртеньев дал журналу такую характеристику:

«Что мне в «Фонтане» импонирует,

Что уваженье вызывает —

Он постоянно фонтанирует,

Но никого не поливает».

Девиз журнала: «Юмор должен пробуждать добрые чувства».

Журнал ежемесячный.

«Выходит в месяц раз,

Доходит с первых фраз.

А если не доходит,

То все равно выходит».

«Фонтан» читают в Украине, России, США, Израиле, странах Балтии.

Постоянные автора журнала: Георгий Голубенко, Михаил Векслер, Олег Губарь и др. (Одесса); Александр Володарский, Евгений Микунов, Александр Антропов и др. (Киев); Наталья Хаткина, Вячеслав Верховский и др. (Донецк); Марианна Гончарова (Черновцы); Игорь Иртеньев, Артур Гиваргизов, Григорий Кружков, Михаил Бару, Сергей Сатин и др. (Москва); Михаил Яснов, Сергей Махотин и др. (Санкт-Петербург); Семен Лившин, Михаил Рабинович и др. (США)…

Поздравление от Михаила Жванецкого сотому номеру «Фонтана»:

«Ого! Уже сотый журнал «Фонтан»!

Как быстро всё это вылетает!

Отдельное спасибо издателю Валерию Горелову.

Это ж надо так просто и долго…

Спасибо редакции.

Уже столько лет это издание смешно и неприбыльно украшает периодическую жизнь нашего города.

Мудрого взгляда! Здравого смысла! Тонкого юмора!

Громкого хохота!

Юмор в Одессе — это сказать, не договорив, и засмеяться, не дослушав.

Ваш через дорогу

Михаил Жванецкий».