UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Это все мои дети!»

1980 год. Автобус везет студентов-архитекторов на художественную практику в Крым. «Легендарный Сева...

Автор: Олег Смаль
Юрий Химич

1980 год. Автобус везет студентов-архитекторов на художественную практику в Крым. «Легендарный Севастополь, Мариуполь, Мелитополь...» Художник Юрий Химич, руководитель нашей группы, весело напевает песенку, автором которой, без сомнения, является он сам, и текст ее составлен только из названий городов, заканчивающихся на «поль». Море. Горы. Оптимизм. По правде говоря, нам больше хочется барахтаться в волнах и жариться на солнце, чем осваивать приемы живописи и графики. Но Юрий Иванович напоминает: с каждого — не менее ста работ, чтобы получить зачет и хорошую оценку. Каждое утро, позавтракав, мы собираем свои орудия труда и этюдники и добираемся на развалюхе-троллейбусе к руинам города греческой славы — Херсонесу. «Миша, пошли», — подросток, сын Химича, послушно семенит за отцом, помогая нести краски, кисти и большие листы дикта, которые полностью заменяли художнику хитроумные громоздкие мольберты. Кстати, я до сих пор использую «метод Химича» — крепить бумагу не кнопками, а обыкновенной резинкой для белья. Работаем. Отдыхаем. Юрий Иванович рассматривает часто еще неумелые студенческие экзерсисы, сам берет в руки карандаш или кисть и показывает, как выбрать в окружающем пространстве кусочек, достойный пейзажа, как не запутаться в несущественных деталях. Я сохранил две графические работы Химича (художник щедро дарил их своим ученикам) и даже, сочиняя эти строчки, поглядываю на них.

Прошло время. Миша, веселивший нас своими детскими сентенциями вроде «морской загар — это параша» или «сегодня полного кайфа не получим — в море рыбы нет», сейчас известный художник. А с Юрием Химичем я встретился в последний раз несколько лет назад в Киеве на бульваре Шевченко. Он, как всегда, радушно поздоровался, спросил: «Рисуешь?» — «Рисую!» — «А у меня выставка в музее. Заходите». Мы с женой сразу пошли общаться с живописным искусством Химича, совсем не задумываясь, что с самим художником мы виделись в последний раз. Потеря каждого человека мучительна и непоправима. Но художник именно тем и отличается от простого смертного, что оставляет в своих работах часть своей души. Огромное творческое наследство Юрия Химича излучало и излучает почти физически ощутимую энергию добра и гармонии.

Недавно при поддержке киевской галереи «Коло», давно пропагандирующей творчество Юрия Химича, состоялся благотворительный аукцион, целью которого был сбор средств на приобретение медицинского оборудования для украинских детских онкологических больниц. Михаил, сын художника, передал для этого благого дела 33 работы отца. Среди них акварели 50-х годов и гуаши 60— 80-х годов. Результаты аукциона превзошли все ожидания, все работы были проданы украинским и зарубежным коллекционерам на общую сумму 333 тысячи гривен, превысившую запланированную инициатором — Украинской открытой ассоциацией организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями. Приятно отметить, что и «Зеркало недели» приобщилось к этому благородному делу — пейзаж Юрия Химича с изображением Выдубицкого монастыря теперь украшает и нашу редакцию.

P. S. Закончив песенку о легендарных городах, Юрий Химич обернулся к пассажирке, ехавшей с нами в автобусе, и спросил, показывая на нашу шумную студенческую ватагу: «Вы знаете, кто это? Это все мои дети...». Сотни детей, спасенных с помощью живописи Химича, тоже могут искренне сказать: «Мы все ваши дети!»