Кому только не хотелось произнести: «Это сладкое слово «свобода». Эта идея несколько лет не давала покоя режиссеру-оператору Валерию Заец.
Год назад поделился он задумкой с актером Станиславом Глушко, и к слову «свобода» добавилось - «любовь». Вырисовалось название фильма «Это сладкое слово…» Написали вдвоем сценарий. Валерий - режиссер, оператор. Сам его и монтировал. Фильм можно считать авторским. Правда, активно помогали второй оператор Игорь Черкащенко, мастер школы «Огненный цветок», психолог и философ Виктор Загнибеда, философ Андрей Метлев.
Валерий Заец не новичок в кинематографе и на телевидении. С большой благодарностью рассказывает он о сорока героях своего фильма.
После просмотра зал на какое-то мгновение онемел. Такое оцепенение порой охватывает человека, застывшего перед картиной художника, когда любые слова кажутся бледными и беспомощными по сравнению с тем, что оживило его творение. Казалось, что все увиденное предназначено тебе лично. В этом главное достоинство фильма.
Каким же образом достигается этот эффект? В основе - фильм документальный, но не полностью… Связующей цепочкой документалистики явился удачно придуманный и мастерски сыгранный художественный сюжет. Его герои - молодые талантливые актеры из театральной студии Анатолия Неёлова «Черный квадрат» - Станислав Глушко и Светлана Терещенко.
На весь экран поэтичное, печальное лицо юноши. Перед его взором проплывают счастливые минуты любви… И вот они в метро, остывший взгляд любимой. Гвоздика падает из его рук. невостребованная любовь вихрем врывается в душу. Взбираясь на крышу высотного дома, он готов расстаться с жизнью. Вдруг что-то останавливает его. Он начинает размышлять, искать выход. Он решил познать окружающий мир, людей города, в котором живет.
Встречи юноши с интересными людьми составляют документальную основу фильма. Это философы, психологи, художники, рабочие, преподаватели, целители, люди разных национальностей. Такой контингент наполнил фильм богатой палитрой красок. Зритель, обогащаясь духовно, знакомится с прекрасными произведениями скульпторов, с живописью художников-символистов, космистов, эзотерического направления…
Найден интересный прием для раскрытия основной идеи фильма. Юноша, переживший несчастную любовь, попадает к каждому из документальных героев, чтобы услышать ответ на два вопроса: «Что такое свобода?» и «Что такое любовь?». Сорок героев и сорок разных мнений, своеобразных, непохожих между собой. Об этом не расскажешь; лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.
Каждый во время кинообщения находил созвучное своей душе, жизненным поискам и переживаниям.
Проблемы любви и свободы волнуют каждого из нас. В ранней юности я почему-то противопоставляла эти два понятия. Всегда хотелось свободы «от» чего-то. И вдруг с экрана слышу, что свобода «от» - это беспредел. Она нужна не «от», а «для» - творчества, поиска истины… А любовь - это умение отдавать всего себя без раздумий, только тогда, обогащенная, она возвращается к тебе. Любовь и свободу нельзя отделить друг от друга. В идеале любовь это и есть свобода.
Интересно звуковое оформление, заставки из упражнений китайских мастеров цигун и тайцзицюань.
В беседе с режиссером мне хотелось узнать, как удалось ему в наше нелегкое время снять этот фильм. Валерий ответил, что он считает наше время нормальным, если люди знают, чего они хотят и как этого достичь. Мешает подчас то, что часто не умеют ставить цель. Валерий рассказал, как благодаря кинокамере он учится внимательно смотреть на мир. Процесс монтажа учит его углубляться в себя, дает возможность понять и анализировать происходящее. Если этот процесс совпадает с находкой ценного материала, интересных людей, тогда есть над чем работать, и такая работа приносит удовлетворение и радость. В любимой работе рождается и его свобода.