UA / RU
Поддержать ZN.ua

Это мы, Господи

Недавно в Москве я встретился с двумя одаренными молодыми художниками из Киева. Они жили и работали в Советской Арктике, так же как и я, они любят Крайний Север и его обитателей...

Автор: Олег Смаль

Недавно в Москве я встретился с двумя одаренными молодыми художниками из Киева. Они жили и работали в Советской Арктике, так же как и я, они любят Крайний Север и его обитателей.

Рокуэлл Кент. Из предисловия
к книге «Саламина» (1960 г.)

В Советской энциклопедии, изданной еще в 20-е годы прошлого века, в описании острова Новая Земля, помимо географических и климатических характеристик, приведено и количество постоянных жителей этих суровых мест — всего около ста, сконцентрированных в трех самоедских поселках. Полвека спустя все еще советский справочник ни единым словом не упоминает об аборигенах. Возможно, я никогда не обратил бы внимания на этот факт, если бы не услышал рассказ киевских художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко о печальной судьбе ненцев, которых выселили с Новой Земли, поскольку их присутствие мешало функционированию полигона, где испытывались атомные заряды. Депортация была проведена на «юг» — на остров Колгуев, расположенный за несколько сотен километров от Новой Земли. И несчастные жертвы политики большого государства собирались на побережье Колгуева, часами, днями, месяцами ожидая, когда над горизонтом появится вызванный оптическими свойствами атмосферы мираж, призрак их родины, на которую они никогда больше не вернутся...

В посольстве Федеративной Республики Германия открылась выставка «Бронзовые образы», посвященная острову и островитянам. Эта экспозиция — плод не краткого туристско-этнографического труда, а глубокого понимания души северного народа и его земли. Семь лет Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко прожили вместе с ненцами, разделяя с ними мгновения счастья и часы испытаний. Графические листы, фильмы, литературные впечатления, скульптура — огромный объем произведений создали художники, проникнувшись судьбой народа, живущего на маленьком острове среди беспредельно большого ледяного океана. Чем объяснить то, что значительную часть своей жизни творцы посвятили земле и людям, таким далеким, казалось бы, от Украины? Думаю, Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко нашли там родственные души и настроения единения человека и природы. Я никогда не бывал за Полярным кругом, но благодаря искусству украинских художников, пожалуй, как и большинство ценителей их творчества, почти физически ощутил красоту и духовность этого отдаленного от нас мира. Теперь знаю, что кроме северного сияния там бывает и удивительно яркая радуга, что коротким счастливым летом на острове собираются тысячи птиц, знаю, как наблюдает за вечным течением времени Тико Вилко — Маленький Олень.

Но почему выставка имеет название «Бронзовые образы», ведь представленные скульптуры выполнены из обожженной глины? Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко давно мечтают установить эти объекты в пространстве острова, а это требует более прочного материала. О, сколько писем написали и представители ненецкого народа, и сами художники, и сколько восторженных ответов получили от разных учреждений и организаций. А северный цикл работ и до сих пор остается в мастерской, лишь изредка появляясь для общего обзора. И этого, возможно, не было бы, не будь уже традиционной поддержки посла ФРГ в Украине Дитмара Штюдеманна и посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, уже не впервые содействующих изданию каталогов, предоставлению выставочных площадей. Возможно, знаменательной вехой на творческом пути художников является уверение Виктора Черномырдина на открытии экспозиции, что вскоре произведения Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко станут бронзовыми, наконец-то преодолеют тысячекилометровый путь и окажутся там, где им надлежит быть, — среди людей и природы Севера. Еще в ХVІ веке английский мореплаватель Уиллоуби, проплывая по этим морям, видел на берегах сотни скульптур, установленных жителями островов. Эти произведения время не уберегло. И сами художники и ценители творчества Ады и Владимира искренне надеются, что жесткий вандализм, с патологической ненавистью разрушающий все созданное ими (уничтожена еще в советские времена Стена Памяти на Байковом кладбище, продолжают разрушаться мозаики фонтанов перед Дворцом юношества), обойдет стороной бронзовые образы острова Колгуева.

Великий американец Рокуэлл Кент, пламенный поборник и пропагандист прав малых народов Севера, писал Аде Рыбачук и Владимиру Мельниченко: «Я чувствую — вы вернетесь на Север, ведь говорят — и я считаю, что это правда, — те, кто жил на Севере, будут всю жизнь тосковать по нему».

У Рокуэлла Кента есть книга «Это я, Господи». Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко также могут искренне сказать, глядя в безграничное пространство земли и неба: «Это мы, Господи».