Знаменитая картина Рене Магритта "Вероломство образов" содержит изображение курительной трубки - и лаконичную подпись: "Ceci n'est pas une pipe" ("Это не трубка"). "Тут внезапно ускользает сама вещь", - констатировал Мишель Фуко в не менее знаменитом эссе под названием "Это не трубка".
"Это - не биеннале", - можно огромными буквами написать над входом в главный (и единственный) павильон так называемой третьей Киевской биеннале "Черная туча", которая "проводится в рамках новосозданного Альянса восточноевропейских биеннале", как с гордостью пишут организаторы - Центр визуальной культуры Василия Черепанина.
Но что от этого изменится?.. В Киеве и Украине как проводили, так и будут проводить "биеннале", "триеннале", "концерты и фестивали", а также проплаченные политические митинги. Систему менять надо.
"Киевская биеннале" от Центра визуальной культуры (ЦВК) родилась в пику "официальной" биеннале ARSENNALE, которая всего один раз, в год Мундиаля, прошла в столичном "Мистецькому Арсеналі". Вторая по счету ARSENNALE в разгар и после событий Майдана успешно сорвалась. Но успела погрязнуть в скандалах. Борис Гройс тогда от Киева демонстративно отказался. Затем сам "Арсенал" без предупреждения свернул организацию форума. Уже работавшие над проектом кураторы-подвижники Георг Шелльхаммер и Хедвиг Саксенхьюбер настолько впечатлились отменой их проекта, что в пику официальной Украине все-таки сделали в Киеве международный арт-форум. Но альтернативный, без участия госструктур. В 2015 г. "Киевская школа" прошла на разных площадках: основным выставочным павильоном стал заброшенный Дом торговли на Львовской площади. Снова-таки в пику официозу, организаторы назвали происходящее "первой" киевской биеннале. Но что касается уровня организации и большинства работ, то они были, скорее, сравнимы со средней руки коллективной выставкой в киевском Доме художника, который прямо напротив Дома торговли.
Следующая биеннале, организованная силами самого ЦВК в 2017 г., оказалась еще менее представительной. И запомнилась, в основном, шумом вокруг "Летающей тарелки" - знаменитого здания Института научно-технической информации (УкрИНТЭИ), построенного в Киеве в 1970-х гг. по проекту Флориана Юрьева, а ныне пришедшем в упадок. Из "тарелки" собрались делать ТРЦ - но, не в последнюю очередь, благодаря культурным активистам, здание удалось спасти. (Отдадим должное пану Черепанину и его Центру культуры.)
С воспоминаний о "тарелочном" прошлом началось немноголюдное открытие и третьей по счету нынешней "независимой" биеннале "Черное облако" в библиотеке КПИ. Правда, в отличие от детища Флориана Юрьева, последнюю спасать не приходится. Напротив: можно сказать, что сама чудесная вузовская библиотека, давным-давно работающая как общедоступный культурный хаб, а точнее, превосходные впечатления от нее, включая даже архитектуру 40-летнего здания, спасает "биеннале" от бесповоротного фиаско.
Не смейтесь. Работ на "биеннале" всего - 12. За исключением двух, "свежих", все созданы в 2017 г. и ранее. Это - фото и видеоролики, плюс перекочевавший из киевского Речпорта, с недавней международной выставки медиа-арта "ARTEFACT: Чернобыль 33", проект Сьюзан Шуппли "Уповільнений розпад" (2017 г.). Инсталляция со сканами апрельских и майских номеров газеты "Правда" за 1986 г. несколько изменена, и явно потеряла в зрелищности.
Еще в экспозиции стоит отметить видео Владимира Кузнецова "Воспоминания-1986", тоже на чернобыльскую тему, но созданное несколькими годами ранее, в 2013 г., и "освеженное". Помимо конъюнктурной "чернобыльской" темы, "Черное облако" вместило самые разноликие и не сочетающиеся между собой работы. Включая видео, снятое разным зверьем, укравшим у туристов телефоны и фотокамеры.
Проекты, "основного павильона" "биеннале" так удачно "вписаны в пространство" университетской библиотеки (цитирую пояснения куратора Сергея Климко), что практически сливаются с фоном, состоящим из различных местных плакатов, объявлений, табличек, указателей, красочных фресок советских времен на стенах, и т.п. (Дизайн экспозиции - Александр Бурлака.) "Вы, наверное, в этом году решили сделать акцент на лекционной программе?" - поинтересовалась я у куратора пана Климко. Но ответ был отрицательным. По его мнению, все увиденное - обширная и суперклассная выставочная "программа".
В сущности, о "Черном облаке" я бы вообще не говорила здесь и сейчас: обычно стараюсь не писать о совсем уж провальных арт-проектах. Однако есть одно большое "но". "Выставки" и даже целые "фестивали", совершенно невозможные еще даже лет 10 назад - настолько вопиюще беспомощные, любительские, бессодержательные, без понимания, почему и зачем они вообще делаются, - все чаще открываются в Киеве. Очень громко рекламируются. На них приходят люди. И все больше убеждаются: вот так и надо "делать арт".
Нет, так - не надо! Ведь, в результате засилья симулякров, в масштабах всей страны заметно девальвировалось уже само понятие совриска - да и искусства и культуры, включая музейные экспозиции, как таковых. Виновных в катастрофическом положении дел у нас принято искать среди чиновников. Но, положа руку на сердце, - макабрическую свистопляску под видом "культуры и искусства" устраивают у нас все участники арт-шоу: галеристы, дилеры, кураторы, издатели, преподаватели "творческих" вузов и растущих, как грибы-поганки тут и там, "курсов" и "школ".
И, конечно же, сами художники. Которые охотно, да еще и бесплатно, участвуют в любом самом сомнительном выставочном деле - лишь бы позвали.
Не "государство" уничтожило в стране и арт-критику, которая, по идее, должна называть вещи своими именами… Надежда на то, что ситуацию все еще можно спасти - в наличии уважающих себя профи, вроде Павла Гудимова, Марины Щербенко, супругов Волошиных и Гриневых, Татьяны Тумасян (организовавшей в Харькове замечательную настоящую биеннале "молодого" искусства), Виктора Марущенко, Михаила Рашковецкого, Оксаны Баршиновой и др. Все еще готовы делать арт в Украине кураторы и арт-критики Алиса Ложкина и Константин Дорошенко. (Список можно продолжить, простите, кого не упомянула.)
Но пока профи разъединены и даже не пытаются формировать "общественное мнение" по поводу тех или иных событий в сфере (современного) искусства Украины - кто угодно так и будет "курить" нарисованные трубки. Или, скорее даже все, кому ни лень, продолжат называть "курительными трубками" - искусством, - свиней, апельсины, баобабы, "плечо и число четыре" (цитата из поэта-обэриута Александра Введенского). Ceci n'est pas une pipe.