UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТАПНЫЙ СЕЗОН ВАСИЛЬКОВЦЕВ

Чтобы рассчитывать на заполненные залы, украинский театр в Одессе обречен работать лучше других. Не секрет, что значительной части местной публики язык Шевченко и Франко не особенно понятен...

Автор: Мария Гудыма
Богдан Паршаков (Лизандр), Анна Осадчая (Елена) и Диана Малая (Гермия) («Сон в летнюю ночь»)
Анна Осадчая — Елена («Сон в летнюю ночь»)

Чтобы рассчитывать на заполненные залы, украинский театр в Одессе обречен работать лучше других. Не секрет, что значительной части местной публики язык Шевченко и Франко не особенно понятен. В нынешнем сезоне Одесскому украинскому музыкально-драматическому театру имени Василя Василько представился прекрасный повод для того, чтобы как-то встрепенуться, поверить в себя, понадеяться на светлое будущее в новом тысячелетии. Ведь это не шутка — 75-летний юбилей! В связи с этой датой областная администрация отремонтировала фасады здания, верхнее и нижнее фойе, зрительный и Греческий залы (в последнем уже подумывают ставить спектакли, предназначенные для малой сцены). К сожалению, гримерки и прочие служебные помещения, мягко скажем, остались в прежнем состоянии. Зритель их не видит, а актеры к комфорту не привыкли. Для них главное, чтобы приходили, занимали места, впитывали энергию, которую им жизненно необходимо выплескивать в зрительный зал.

— Учитывая, что наше здание сделали таким красивым, нужно искать разные формы общения со зрителем, не выходя за пределы театральных стен, — утверждает художественный руководитель театра, народный артист Украины Игорь Равицкий. — На малой сцене, то есть в Греческом зале будем давать спектакли своеобразной поэтической формы, ставить литературно-музыкальные композиции, проводить различные камерные вечера. После того как были отселены арендаторы, освободилось дополнительное место. Репетиции перенесем в старый репетиционный зал, а в нынешнем откроем экспериментальную сцену для молодых актеров, желающих попробовать себя в режиссуре, такие у нас имеются. Наконец, в помещении бывшего ресторанчика «Бенефис» на первом этаже мы думаем осуществить свою давнюю мечту, открыть театр-кафе с очень красивым интерьером. Там люди смогли бы выпить чашечку кофе и посмотреть спектакль, как это принято, например, во Франции, да и в Киеве есть работающий по такому принципу театр «Колесо»... Нам кажется, мы делаем все зависящее от нас, чтобы у театра был свой зритель. Но если одесситы знают, как следует изменить рекламную или репертуарную политику, пусть вносят разумные предложения, мы их примем. Театр имени Василько любит свой город и надеется, что эта любовь будет взаимной. После шумного юбилейного вечера, который был отмечен присутствием президентов Украины и Польши, а также главы родного Министерства культуры и искусств, наступили суровые будни. Полгода за время ремонта не выходившие на свою сцену артисты волновались: удастся ли поразить капризную публику тремя премьерными спектаклями?

Первый из них — «Сон в летнюю ночь» в переводе Юрия Лисняка и в постановке Владимира Туманова. Казалось бы, что общего у древних греков, обитателей Туманного Альбиона и сегодняшних украинцев? Авторы спектакля позволяют понять, что это общее — прапамять о богатейшей языческой культуре, о той благословенной поре, когда человек жил в гармонии с природой, умел с ней общаться, признавал ее силу в качестве высшей мудрости. Актеры, исполняющие роли Пэка (Александр Бабий), эльфов и фей (Ольга Петровская, Елена Головина и другие), словно забывают свою земную биографию и опыт работы в спектаклях, герои которых говорят друг другу: «Та заходьте, куме, та сідайте отуточки!..»

А кульминация ночи наваждений перерастает во всеобщее пение украинских купальских песен, входящих в ткань спектакля на удивление органично. Не в последнюю очередь молодые артисты Богдан Паршаков, Диана Малая, Яков Кучеревский, Сергей Деревянко, Анна Осадчая, Нинель Наточая, Павел Шмарев блистательно справляются со своими ролями благодаря сценографии Станислава Зайцева и костюмам Елены Лесниковой (над шитьём последних трудился курс Любови Егоровой, преподавательницы театрально-художественного училища имени М.Грекова).

На фоне феерического успеха «Сна» оглушительная неудача режиссера Николая Тараненко, поставившего довольно-таки нелепую пьесу Анатолия Дяченко «Игра в ближнего», отозвалась болью в сердцах тех, кому театр имени Василько по-настоящему небезразличен. Худрук Равицкий признает, что Дяченко, в общем-то, не Шекспир и не Кулиш, но утверждает, будто данная пьеса — лучшее, что удалось отыскать на сегодняшний день в современной украинской драматургии. Хотели новых пьес — так получите! Что тут скажешь, и в самом деле хотели...

Третья премьера коллектива, «Народный Малахий» Миколы Кулиша в постановке Игоря Равицкого — серьезная творческая удача. Тот же художник по костюмам, тот же сценограф, что и в «Сне», снова на сцене Богдан Паршаков, Яков Кучеревский, Диана Малая, Нинель Наточая, но в совершенно иных амплуа, в ролях гротескных, трагических. Споры разгорелись в основном вокруг Малахия — народного артиста Украины Анатолия Дриженко, уж чересчур благостного и отстраненного, что пока исключает многомерность трактовки образа. Пора васильковцам и смелее обращаться с гримами персонажей, тогда в пронзительной пьесе Кулиша, гораздо более актуальной, нежели опус Дяченко, актерам легче будет отойти от бытовой манеры существования на сцене.

Если для творческого импульса театру имени Василько (еще недавно он носил имя Октябрьской революции, до того именовался Держдрамой) необходимы круглые юбилейные даты, то их можно отыскать в календаре. Например, в 2003 году не грех будет отметить столетие постройки здания, некогда осуществленной коммерсантом Александром Илиодоровичем Сибиряковым (впрочем, его правильнее называть театральным деятелем). «Театр Сибирякова» был построен на улице Херсонской под номером 13. После второго пожара, не желая искушать судьбу в дальнейшем, Александр Илиодорович попросил градоначальника изменить номер на 15-й. Просьба была удовлетворена и, прямо скажем, до сих пор оправдывала себя (тьфу-тьфу!). В театральном музее хранится преподнесенный внучкой основателя, Валентиной Алексеевной Сибиряковой, портрет, на котором запечатлена вся труппа театра в октябре 1903 года и кусочек изумрудного атласа первой обивки кресел. Сейчас обновленный зал решен в горчично-золотистых тонах, создающих обаяние теплоты, с которой васильковцы ждут своего зрителя. И — дожидаются, отвоевывают его у телеэкранов, у внешне эффектных, но прискорбно пустопорожних американских боевиков, заполонивших кинотеатры.