UA / RU
Поддержать ZN.ua

Естественный отбор. Евровидение по-украински: ноты протеста в стакане бурды

Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко втягивают в новый скандал — попсовый (в связи с Евровидением). Мало этим людям проблем газовых и предвыборно-конкурентных, так навалили еще и шоу-бизнесовую кучу...

Автор: Олег Вергелис

Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко втягивают в новый скандал — попсовый (в связи с Евровидением). Мало этим людям проблем газовых и предвыборно-конкурентных, так навалили еще и шоу-бизнесовую кучу.

Но уж летят гонцы во все концы — и на столы сиятельных лиц ложатся стопки бумаг, где девичьим почерком выведены «открытые письма».

«Дорогие В.А. и Ю.В., немедленно спасайте репутацию страны! Срочно вмешайтесь в аморальное безобразие вокруг Евровидения по-украински (точнее, скандальных итогов полуфинала)!»

И эти первые лица, практически доморозившие несколько крупнейших мегаполисов страны, должно быть, немедленно на музон отреагируют. Они же могут вмиг вымести «сор из избы», послав на горе-конкурс своего любимого «единого кандидата» — Леонида Михайловича… Мужчину, который поет. Мэра, который уснуть не дает (своими проделками). А чего, другим же можно выть в терновнике, так пусть и этот потужится «за честь мундира»? Слушают же, умиляются.

Между тем «шутки юмора» в связи с предварительными итогами Евровидения-2009 (а-ля Ukraine) уж совсем саркастично-трагические. На промежуточных мелогонках и раньше «трусы» (поющие) побеждали. На этот раз в ход пошло практически все «нижнее белье».

На форумах тоже порою встречаются трезвые мысли. И пишет один мил-человек на «Телекритике» под длинной статьей: «Панове телеробітники та критики! Вам здається, що уся ця тусня якось впливала на людей країни, яку представлятимуть ці «мистці»? Більшість взагалі це не дивилися. Мені жаль, соромно, що країну, в якій я живу, представлятимуть «відібранці» стьобу вузьконаправлених продюсерів. Вже після Руслани це все ставало все ганебнішим. А тепер й дивитись не варто. До того ж усі так занижують значимість Євробачення, коли програють… І так завищують, коли раптом опиняються в першій десятці. А диски народ не купляє. Тож цей відбір — лише пропозиції для корпоративів…»

И нечего добавить. Все так и есть.

Но не мы же с вами это мероприятие до небес возносили. И не мы его насаждали как «имиджеформирующее» — для «гордости страны».

Так и нечего отворачиваться. Поют — и поют. Ноют — и воют. Значит, снова туда, где море огней. Нам вон не всегда и другие выборы по душе, но ходим же, голосуем, делегируем, потом, правда, стучимся лбами о стенки: и кого ж выбирали?

Только за недолгий истекший период, напомню, родина довольно разнообразно проявляла себя в деле укрепления «имиджа» в рамках европейского сводного хора. Демонстрировали… И вокал по-украински (иногда), и энергию «дикую», и сапожки красные, и идеалы майданные, и треш по-полтавски, и гламур по-киркоровски… Эк рванули! Нас не догонят.

А вот что ожидает обывателя-зрителя на очередном рейтинговом зрелище уже в середине мая-2009 («от нашего стола» — «ихнему столу») — можно лишь умилиться.

Если кто-то и видел так называемый полуфинал, записанный УТ-1, а после выданный населению, значит, тот большой молодец. Поскольку редкие птицы долетели до середины телевизионного ужаса. И уж совсем немногие впоследствии осознали, что это было?

А было вот что. Пошлый, целенаправленный, беспардонный и местечковый корпоративный непрофессионализм. Практически во всем (за редкими артистическими проявлениями). И в «телекартинке», и в манере так называемого ведения, и в неспособности команды В.Илащука собрать хотя бы плотную толпу статистов, которые бы искусственно радовались отобранным «гениям» из трущоб…

…Из года в год, ближе к весне, обостряются подобные телесмотры художественной самодеятельности (накануне Евро). И из года в год именно в этот период нам обильно предлагают выдающиеся достижения местного треша. Так что не привыкать. Каждый «поющий» думает, что он «артист». А каждый внимающий не сомневается, что кто-то сошел с ума.

В общем, ничего особенного. Все — по «правилам».

Только в нынешнем году некие «правила», оказывается, злостно нарушили… (см. отдельный блок — «Песни на бис»).

Я же, извините, рассматриваю эту трагикомическую ситуацию несколько спектральнее. Ибо в данном деле нарушено главное — смыслообразующее — и четко прописанное «правило» Евро. Как известно, это конкурс — на лучшую песню. А вот песен — как вида и жанра — здесь не наблюдалось в природе (за редкими необъяснимыми вкраплениями).

Были ноги, были руки. Были трусы, у кого-то даже усы. Было мурлыканье, хныканье, стон. Было подергивание, завывание и в ноты регулярное непопадание. А вот песен — цельных, осмысленных художественных композиций — повторюсь, практически не наблюдалось.

Если бы представитель «Русско­го радио», заседавший в неподкупном жюри, надумал взять финальный мелотреш да забить им по полной программе свой гордый эфир, то этот человек тут же и прогорел бы. Его бы мигом московские боссы выгнали с работы — за профнепригодность. Поскольку воспринимать такие «песни» и пляски нет физической возможности. Сразу хочется переключиться на «Дискавери» — и смотреть «про животных».

И получаем в сухом остатке: местным жюри было заведомо попрано важнейшее правило евроконкурса — не песни отобрали, а, в основном, видные туловища.

Далее о других нарушениях (тех же «правил»). Если не вспомнить хотя бы одну вменяемую премьерную композицию (претендента на Евро), то чем эти люди занимались десять дней подряд, «подсчитывая» и «обсуждая» некие результаты отбора?

Вот интересные они граждане… То, что можно вычленить и определить за десять секунд — три сосны, одна береза, — оказывается, надо зондировать и глубокомыленно «изучать» практически две недели. В этом ли «профессионализм»?

И присутствует ли у этих околомузыкальных товарищей слух (и особенно совесть), коль десять суток мучались-пыжились над бытийной дилеммой: относить ли к европейскому модному движению такие удивительные прожекты, как «Заклепки», Tori Joy, «4 kings», Лобода, NikitA и примкнувшего к ним певца GODO?

В задачке также спрашивается: а конкурсантку Маню пошто задвинули, с корабля за борт сбросив, она-то чем хуже победившего колхозного контингента?

Только далее — снова о признаках нарушения «правил». С какой это стати артист О.Скрипка во всеуслышание (на всю Украину) на Пятом канале — роняет загадочный текст, будто бы даже после гениального полуфинала, определившего «лучших», он, видите ли, все еще продолжает сепаратные переговоры с НТКУ о воз­можном участии… Нарушение!

Подобный волюнтаризм тоже «правилами» не предусмотрен. Договорились уже, небось? Упро­сили прошенного? По­лучается, некоторых — с голосом и каким-никаким, но творчеством — можно по корпоративной прихоти «за борт», а фольк­лорный элемент Майдана — опять на «трибуну». И это совершенно не удивительно. После участия этого некогда уважаемого артиста в текущих «шабашах» (в районе мэрии), возможен любой иной «космический» исход его дальнейшей музыкальной жизни.

И следующее откровенное нарушение (тех-таки «правил» евродвижения). В каком параграфе записано, что взрослые мужчины (в виде жюри) обязаны вооружаться секундомерами, не думать о секундах свысока, а фиксировать каждое перепетое мгновение...

Мне тут намедни пригрезилось и вовсе душераздирающее зрелище: а вдруг с того света на украинский отбор вернулась бы фантастическая Квітка Цісик (с великим голосом), вдруг сюда же прибыла бы живая-цветущая Нина Матвиенко (с какой-то гениальной песней) — и у каждой из них оказалась бы великолепная композиция, только на 30—40 «сантиметров-секунд» подлиннее, нежели у группы «Заклепки»…

И что вы себе думаете — секундомер на таком «соревновании» победит! Как и в недавнем — позорном — случае.

Хотя тут же (и опять нарушение!) один из судей привселюдно заявляет: «Що стосується тривалості треків, то першим і останнім місцем, де це важливо, — це буде фінальний телепродукт у Москві, коли ці пісні будуть суворо загнані в одне музичне колесо…».

Получается, сами же и расписались в собственном преступлении, когда выгнали взашей одну из лучших и потенциально сильных участниц. (А это, не скрываю, одаренная девочка из Киева Настя Приходько, протеже лучшего на сегодня мелодиста К.Меладзе, который поболе смыслит в модной музыке, нежели В.Бебешко или даже С.Кузин.) И разве дело в «просроченности» композиции, которую приняли, глазом не моргнув… Дело — в стереотипе, в «формате». В абсолютной художественной неадекватности.

Чем должны руководствоваться вожди телеканалов и заседающие в президиумах с секундомерами «люди от музыки»? Казалось бы, художественным вкусом (если таковой присутствует).

Зачем вообще собираться теплой компанией, если для судейства «такого Евровидения» можно пригласить даже сторожа НТКУ — и тот врубил бы тот же «секундомер» из кабинета В.Илащука.

Формулирую эксклюзивно и членораздельно: все возможные «правила» на подобных музыкальных мероприятиях — не средневековая догма, не устав в армейской казарме, а лишь руководство к действию для поиска интересного художественного результата. И все предлагаемые оргкомитетами «каноны» должны служить единственной цели — выявлению творческого итога, а не «трусов».

Бездарь в трусах — и так пробьется. А талант — если это дар Божий — можно и нужно поддержать, подзадорить, дать шанс. Тем более что параграфы в документации Евровидения — не Конституция Украины (хотя и ту, кстати, у нас по три раза в день нарушают).

Посему то, что произошло на недавнем местечковом полуфинале УТ-1 — произвол двойной и возмутительный.

Из трех десятков музыкальных соискателей (с их же песнями в придачу), если и было три единицы творческие, самобытные, неординарные, то одну из них (понятно, кого имею в виду) «срезали» и выбросили — сознательно, корпоративно, келейно. Прикрывшись «секундомером», на кону оставили возмутительное «нотонепопадание» — излюбленный формат нашего шоу-биза.

И ведь так — везде. Чуть проклюнется где человек с голосом или харизмой какой, так сразу на него и «чадру» напялить, чтоб не отсвечивал контрастным светом и не выявлял оголтелое убожест­во текущих «хит-парадов». Где, кстати, Катя Чили — самородок-уникум из того же «цеха», которому не так-то просто переэфирить «трусы» в порочном колхозе? Где иные, некогда воспламенявшиеся, интересные голосистые личности, затоптанные в последствии объединенными никитинскими «армиями»?

Но опять о нарушениях. Если внимательно прозондировать в СМИ некоторые крылатости от людей, «жюривших» этот гнусный «естественный отбор», то возникают совершенно крамольные подозрения... Кто это из «музыковедов» так бойко вещает о «творчестве» после исхода боя? Может, лоснящиеся заседатели борделя из романа «Нана»? Или беспредельщики в одной из саун Кончи-Заспы? Ау?! «Ми чекали хабарів. Криза. Ніхто нічого не приніс. Ми дуже розчаровані. Тягнули до останнього», — сально ухмыляется один член (жюри). «Я був непроти, щоб цей фізіологічно-творчий проект опинився у фіналі…», — подтрунивает другой (член жюри, который с «Русского радио»).

Наконец-таки сами и прогово­рились. И оговорки эти — не только по Фрейду. Физиологически-творческие «проекты» — вот чего им, оказывается, недостает для полного телесного (музыкального) блага. Вот и выбрали, понимаешь, то, что нужно для возбуждения эрогенных плацдармов. А что не нужно — выперли. Правда, характеристика «творческие» применена членом (жюри) скорее для красного словца. Концепт-то здесь — «физиология». Физиологический шоу-бизнес — их цель, их вкус.

И дальнейшая программа этих действий заведомо ясна.

В таком вот конкретном случае эти люди и выполняли уже не функции «художественных экспертов» (это зачем?), а неких врачей-проктологов… Физиология же. Вот они и выбрали — за десять трудных дней — все то, что и подхо­дит под «глубину» их видения...

И руководители НТКУ сделали вид, будто «все в белом».

Но хоть теперь-то ясно — это исключительно «дело врачей». Но не музыкантов.

И ничего, кроме отвращения, и эти действия, и эти люди уже не вызывают. Разогнать их всех. Немедленно произвести ротацию. По больницам их… Пусть не позорят ни канал, ни страну. Пусть занимаются «физиоло­гией» — согласно собственному (творческому) видению.

А напоследок я скажу, зачем вообще обратил робкий взор на эту трудную проблему… Девочку жалко. Понятно? (Только не заплачьте…)

Дело в том, что по давним театральным историям хорошо знаю эту семью. Знаю бабушку — театрального журналиста Людмилу Алексеевну Приходько (когда-то работала в журнале «Украинский театр», сейчас на пенсии). Она сама и тянет двух внуков. Часто не спит ночами, переживая за их будущее и сетуя на несправедливость, которая нынче не только в шоу-бизнесе, но везде же… На УТ-1 уже охамели до того, что в подводках трещат — «эта участница пела на дне рождении Кучмы!». Да она еще пешком под стол ходила в то время, когда вы всем своим УТ этого Кучму облизывали и воспевали, бесстыдники!

Да если бы у действительно одаренной девушки была всесильная «мохнатая рука» или какая «крепкая спина», ну и ладно, как-то сложилось бы… Но есть то, что есть — голос, темперамент, желание, дар. Голос не похожий на другие. Странный, низкий, надрывный, густой, драматичный, местами «древнегреческий» вокал… Добрый мужчина из Грузии — Меладзе — этот вокал расслышал. Попытался «расчистить» ей, уж как мог, путь на продажную «отформатизированную» эстраду (где белых ворон в стаи не принимают). Но и этот грузин не всесилен. Всесильны «шестеренки», которые крутят заржавевший механизм эфира, вершат чьи-то судьбы, топчут природные таланты, а затем в тех же саунах гогочут, подбивая свои барыши… Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной... Только девочку по-прежнему жалко.

А на будущее Евровидение — после такого отбора-позора — теперь просто обязан поехать и спеть «единый кандидат»
г-н Черновецкий. Во-первых, ему-то «закон» точно не писан. Во-вторых, в отличие от бедного Скрипки, у мэра есть деньги на раскрутку (и не только).

…А, в-третьих, это уж давно не «песня» — это сама ваша жизнь. Вслушайтесь — ужаснитесь. Проснитесь.

ПЕСНИ НА БИС

В украинский финал Евровидения-2009 вышли: Tori Joy, «Горячий шоколад», Татьяна Брянцева, «Заклепки», Наталья Волкова, «4 kings», Kishe, ANA, NikitA, Александр Панайотов, Денис Барканов, Ира Пойзен, GODO, Lenara (Ленара Османова). В составе жюри: Василий Илащук, Роман Недзельский, Александр Пономарев, Владимир Бебешко, Сергей Кузин. Предлог для разгоревшегося скандала — спорные решения жюри и вылет из финала (он пройдет 8 марта во Дворце «Украина») одной из наиболее одаренных конкурсанток — Анастасии Приходько. Ее копродюсер Алена Мозговая говорит об очевидных нарушениях в ходе конкурса, о необъективности судейства. Речь идет даже об обращении в судебные инстанции — с целью пересмотра итогов полуфинала. В данный момент распространено открытое письмо конкурсантки Приходько к В.Ющенко, Ю.Тимошенко, а также к Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания с просьбой все-таки позволить выступить в финале и предоставить право решить уже самим телезрителям: «Да? Или нет?».

Одним словом…

— Мне лично обидно, что Настя не прошла. Я ее считаю талантливой певицей, с харизмой и сильным голосом. Но правила одни для всех. Когда не знаешь, что делать, — действуй по закону. А ее песня уже звучала на «Фабрике звезд-7», к тому же хронометраж композиции — 3 минуты 46 секунд. (Василий Илащук, президент НТКУ. Из комментариев СМИ.)

* * *

— Каким образом должен проходить отбор на Евровидение, каждая страна должна решать по-своему. Нет единого правила для всех. На последнем отборе вообще было мало песен, которые соответствовали бы неким критериям. Когда мне приходилось заниматься организационной работой в рамках подобных отборов, то мы искали иные подходы — давали возможность талантливому исполнителю показать себя с лучшей стороны… Советовали, уместна та или иная песня или, может, стоит (если человек талантлив) изменить не только аранжировку, но и целую композицию. Евровидение — живой творческий процесс. И вопрос не в запятых, не в секундах. А в конечном результате — или мы хотим интересного представителя, или же хотим просто поставить галочку «по заказу». (Алена Мозговая, музыкальный продюсер. Комментарий для «ЗН».)