UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСТЬ ЛИ В УКРАИНЕ ШОУ-БИЗНЕС

На первый взгляд, кажется, что вопрос риторический. Действительно, радио, телевидение, различные ф...

Автор: Ярослав Минко

На первый взгляд, кажется, что вопрос риторический. Действительно, радио, телевидение, различные фестивали и конкурсы ежедневно и ежечасно убеждают нас в том, что если иметь в виду исполнителей, десятки рок-групп и прочей музыкальной атрибутики сегодняшнего дня - то это одно вызовет грохот в голове, который можно воспринять как истину, не требующую доказательств. В журнале «Компаньон» №14 - 16 в интервью с Иосифом Кобзоном корреспондент спросил, как он может прокомментировать слова руководителя государственного Театра песни и президента Фонда Владимира Ивасюка, певца Николая Мозгового о том, что в Украине настоящего шоу-бизнеса еще нет. Кобзон, как утверждает корреспондент журнала, ответил: «Жаль, что здесь нет Мозгового, неудобно как-то говорить в его отсутствии, но я давно хочу сказать ему в лицо: все, что он говорит, - бред лечившегося алкоголика...»

Не будем обращать слишком большого внимания на стиль и выражения, тем более что подобное в эстрадной среде как бы давно вошло в моду и граничит с разборками между мафиози. Кстати, в том же номере журнала Кобзон сказал журналистам, что «все почему-то считают меня мафиози... Если я где-то с кем-то сфотографировался - это ничего не значит».

Но вернемся к главному: почему Николай Мозговой говорит, что в Украине нет шоу-бизнеса? Он считает, что в нашей эстраде полнейший хаос, нет какого-то стержня, деятельность так называемых шоу-бизнесменов ограничивается элементарным - подешевле купить и подороже продать.

- Какой-то порядок старается придать этому хаосу наше телевидение в нескольких постоянных программах. К сожалению, Министерство культуры и искусства в этом смысле ничего не делает. У него всегда один ответ - нет денег. Но денег достаточно никогда не будет, речь, кстати, о другом - о создании таких условий, чтобы на нашей сцене не процветала халтура, низкопробная музыка и слабые тексты, чтобы закрыть доступ блатным и полублатным песенкам в исполнении безголосых «шоуменов», тучей обсевших нашу эстраду. Может быть, господина Кобзона такое положение устраивает, меня - нет. Надо организовать мощное акционерное производство ауди- и видеопродукции и ее реализацию, гарантировать гонорары через официальную организацию, а не «из рук в руки» среди «своих». Из-за этого многие профессиональные поэты и композиторы стали нищими. Когда-то у нас была фирма «Мелодия», а теперь, где наша музыкальная продукция и кто в этом хаосе нагревает руки? Да, у нас есть частные фирмы, но они небольшие, надо создавать индустрию, тогда государство будет иметь больше денег на культуру и искусство. Поэтому я и говорю, что настоящего шоу-бизнеса у нас нет.

Сегодня у нас утрачены критерии, - продолжал Мозговой. - Когда-то были художественные советы, при всем своем негативе они все же не пропускали откровенной «серятины» и халтуры, во всяком случае, был какой-то художественный уровень и одним его надо было достигать, другим нельзя было опускаться ниже его. Все же надо показывать свои произведения компетентным людям, а не идти сразу в редакцию - заплатил, и уже в эфире...

А потом мы смотрим и думаем - это же стыд, как это могло появиться? Правда, зрители уже так привыкли к обязательной пошлости, что считают ее неизменным спутником так называемых рыночных отношений. Но то, что сейчас есть - не рынок, а базар. Министерство культуры и искусства за последние годы хотя бы раз проанализировало процессы в современной эстраде, обозначило какие-то вехи? Или просто бы собрало артистов и спросило - как поживаете, хороши ли условия работы, чего недостает, что хотели бы в будущем? Ничего не делается. Денег нет, но есть же какая-то гуманитарная миссия министерства, которой она обязана заниматься.

Нельзя не согласиться с мыслями Николая Мозгового. Многое из того, о чем он говорил, нашло подтверждение в разговоре с Михаилом Бураком, руководителем Центра культурных инициатив, что при Министерстве культуры и искусства Украины. Если коротко, эта организация является поставщиком многих известных акций, в том числе и правительственных, таких, как вечера, посвященные юбилеям Котляревского, Шевченко, Франко, Грушевского. Я же удержался от вопроса, имеет ли центр какое-то отношение к торжественному концерту, посвященному 5-летию независимости Украины. Нет - последовал ответ, - этим мероприятием занимался Всеукраинский центр спецмероприятий и концертных программ под руководством Бориса Шарварко. Конечно, заговорили о скандальном выступлении Иосифа Кобзона. Позже Борис Шарварко с телеэкрана растерянно разводил руками, мол, не понимаю, как это произошло...

По замыслу Михаила Бурака, деятельность Центра культурных инициатив в будущем должна быть расширена. Уже сейчас в его структуре создается международное концертное агентство, с помощью которого недавно проведены Дни украинской культуры в Словакии, готовится такой же праздник в Болгарии.

- Что касается эстрады, то, во-первых, нам сегодня очень тяжело занять какую-то позицию в шоу-бизнесе, потому что этим занимаются очень многие, во-вторых, нет достаточных оборотных средств и, в-третьих, нет больших площадок, на которых только и можно заработать деньги. Мы попробовали провести молодежные концерты в «Золотых воротах», но этот зал для таких мероприятий очень мал и не окупается, кроме того, молодежь переломала первые ряды, умывальники и унитазы плюс шприцы, пустые бутылки курение в зале и т. д. Если бы у нас были деньги, мы бы построили огромный ангар с полом, чтобы можно было «тусоваться», с барами и, конечно, с достаточной охраной правопорядка. Это дает колоссальные прибыли. Но для этого надо сначала вложить деньги, которых у нас нет. Молодежь нуждается именно в таких массовых мероприятиях, у них огромная тяга к общению, да и рок-музыку нельзя слушать в удобном кресле, она требует движения. И с точки зрения время провождения молодежи, это делать просто необходимо. Возьмите наши спальные районы, хотя бы Оболонь, - нет ни одного места, где бы молодежь могла «выпустить пар». Но об этом надо думать всем. Надо, если можно так сказать, иметь стратегическую программу, привлекая к этому и шоу-бизнес. Необходимо думать о создании гастрольного фонда, чтобы каждый коллектив какой-то небольшой процент отчислял на общее дело. Это очень трудно сделать, потому что сегодня каждый руководитель имеет право на самостоятельную деятельность. Надо убедить, что фонд нужен для общего блага, надо создать такие экономические условия, чтобы было выгодно создание фонда. С помощью государства он мог бы решить многие проблемы - творческие, технические и юридические. Многие наши артисты, к сожалению, за границей соглашаются на низкую оплату своего труда, на них наживаются зарубежные продюсеры. Необходимо также ввести лицензирование коллективов, выезжающих на гастроли в другие страны, особенно тех, которые выступают под маркой Украины... Словом, везде нужна самоорганизация - это и есть демократия.

К мнению двух специалистов хочется добавить вот что. Эгоцентризм многих наших рок-звезд и вообще эстрадных музыкантов достиг границы, за которой уже размывается человеческая личность. Судя по многим интервью в газетах и на телевидении, шоуменов ничего не интересует, кроме своей особы. Им абсолютно все равно, что делается вокруг, и это равнодушие ныне кое-кем воспринимается как свобода художника, как высшая доблесть артиста. Эта отгороженность от действительности ярко выражена в бледных и слабых произведениях, в которых четко воспринимается только ритм. Как-то в одной песне я насчитал до двадцати повторений слова «любовь», в другой услышал откровенное чувство эротического неудовлетворения с покусыванием пальчика, в третьей - что-то вроде «заплаканное дождем окно, слезы льются из моих глаз, вспоминаю тебя...» Дело в том, что большинство исполнителей сочиняют песни сами, описывая каждый свой шаг, самое незначительное свое переживание, потому что им просто не о чем больше говорить, они больше ничего не знают. Как правило, все это очень посредственно, чтобы не сказать резче. Творчество перерождается в профессию, в ремесло, в современное сальерианство. Конечно, это касается не всех, но большинства. Впору задуматься над тем, почему помнят Высоцкого, почему поют и любят Окуджаву...