UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСЛИ ТЕАТР ЕЩЕ ЖИВ, ЗНАЧИТ, НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО

Итак, в День театра, 27 марта, в Киеве начался грандиозный театральный фестиваль «Четверте мистецьке Березiлля», посвященный гению украинской культуры Лесю Курбасу...

Автор: Анатолий Лемыш

Итак, в День театра, 27 марта, в Киеве начался грандиозный театральный фестиваль «Четверте мистецьке Березiлля», посвященный гению украинской культуры Лесю Курбасу. Необычайная насыщенность программы, приезд десятков театральных коллективов из разных стран заставила нас обратиться к руководителю-директору фестиваля, режиссеру Сергею Проскурне.

— Сергей, какова общая концепция фестиваля, его сверхзадача?

— В силу многих обстоятельств я сторонник, скажем так, нормализации функционирования культуры в обществе. Есть много творческих людей, художественных явлений, которые требуют поддержки, внимания, а они благодаря нашему фестивалю такую поддержку и внимание начали получать уже с 1992-го года.

Первый наш фестиваль был как бы анализом студийного движения в Украине. Мы решили к семидесятилетию создания в Киеве Лесем Курбасом художественного объединения «Березiль» провести театральный фестиваль, чтобы показать, что его идеи, его театральная утопия живы в нас, в тех людях, которым это близко. Приехало 16 театров, было показано 66 спектаклей, и стало ясно, что фестиваль получился.

Второй фестиваль, ставший уже международным, посвящался проблемам профессии режиссера. Третий, прошлогодний, был сконцентрирован на личности актера, на его месте в современном театральном процессе. А нынешний мы назвали фестивалем-лабораторией. Он посвящен драматургии и ее взаимодействию с жизнью. Отныне фестиваль будет иметь классическую структуру, известную театральному миру: в центре внимания находятся театры-звезды и представляют знаменитые спектакли. В более широком кругу демонстрируются постановки различных стилей, экспериментального характера. А вокруг происходят явления «параллельного» типа: хеппенинги, дискуссии, круглые столы, совместные репетиции и тренинги. И, конечно, все объединяется «театральной тусовкой».

Со 2 по 5 апреля известнейшая труппа Эймунтаса Някрошюса из Вильнюса дает представления в помещении театра им.И.Франко. 18 апреля спектаклем «Рогатка» по пьесе Николая Коляды открываются гастроли театра Романа Виктюка, которого в Киеве представлять не надо. Спектакли многочисленных театров будут проходить и в Доме актера, в Доме художника, в Молодежном театре, в Центре современной экспериментальной драматургии, в Центре искусств «Дах», в галерее «Киев».

— В первые дни фестиваля пройдут спектакли под характерными названиями: «Одержимая», «Колыбельная для самоубийц», «Маленькие самоубийства». Один из последних спектаклей — «Любовь с идиотом». Не кажется ли вам, как организатору, что просматривается определенная тенденция?

— На самом деле, фестиваль начинается акцией «Быть ребенком для будущего». Заканчивается — «Над пропастью во ржи». Это позиция театра в современном мире, который как бы снимает болевые точки, провоцирует сценические конфликты, чтобы разрешить жизненные. Такова психотерапевтическая функция театра и, конечно, этого фестиваля. Он сам по себе как большая пьеса. Тут есть много коллизий, которые я, как режиссер, пытаюсь создать — иногда сознательно, иногда интуитивно.

— Я обратил внимание на большое количество спектаклей по Шекспиру...

— Одна из самых необычных постановок «Гамлета» сделана в драмтеатре Киевской школы № 136, где учится 11-летний Андрюша Федирко, сын директора художественной галереи «Киев». Это его уже четвертый вариант «Гамлета». Он никого из взрослых к себе не подпускает, все делает сам. И это наивно, но интересно. Премьера спектакля, а она состоится 12 апреля, открывает фестивальную «Гамлетиану», в которой еще участвуют Миланский театр, Лесь Подеревьянский (Киев) и театр-студия «Комната 809» из Львова. А 23 апреля, наконец-то, будет киевская премьера Театра на Подоле «Яго», спектакля, шокировавшего прошлогодний Эдинбургский фестиваль — его играют в... бассейне.

— В вашей театральной афише много обращений к античности...

— Да, пьесы и «авторские прочтения» драматургов Александра Петруленкова («Креонт»), Юрия Волкова («Даная»), Людмилы Разумовской («Медея»), Янниса Рицоса — все это свидетельства интереса к своим человеческим истокам.

— Кто оплачивает приезд такого количества театральных коллективов?

— Многие из них, представьте, приезжают к нам за свой счет, понимая, насколько нам сейчас нужна их помощь. За это мы им очень благодарны.