UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСЛИ МАМА — РАЗВЕ ОДИНОКАЯ

Когда-то у нас с подругами была славная традиция поздравлять друг друга с праздниками. В канун Нов...

Автор: Виктория Викторенко

Когда-то у нас с подругами была славная традиция поздравлять друг друга с праздниками. В канун Нового года, перед

8 Марта начинался сущий кошмар: где купить, что купить, чтобы милая безделушка и порадовала, и не обязывала дороговизной. Теперь от женских мелочей в глазах рябит на прилавках ларьков. А традиция умерла. Не столько потому, что дорого, а потому, что каждая из нас разучилась творить маленькие радости вне замкнутого бытового пространства.

Так уж сложилось, что все мы - умные, интеллигентные, симпатичные стали одинокими матерями. Мамами-одиночками по-простому. Светлана - из ветеранов. Она еще помнит бесплатную молочную кухню, льготную очередь на квартиру, 20 рублей госпомощи. Теперь вот 5 гривен 20 коп. Интересно, кто именно решил, что на пропитание ребенка нужно именно 20 коп., а не 10 и не 50? Правда, киевлянкам здорово повезло. Мэр города лично распорядился доплачивать им еще по 10 гривен, что является предметом черной зависти одиночек из провинции. Но вот с Оксаной из-за этой доплаты случился смешной случай. Кто не знает - объясню: для малышей, чьи родители способны обеспечить подушный доход не выше 37 гривен, детский садик совсем бесплатный. Оксана получала 65 гривен и очень радовалась, что пятилетняя Катюша имеет счастье полакомиться котлеткой за счет государства. Ведь дома ее ждали только скучная картошка да каша. После мэрского подарка доход у Оксаны получился 40 гривен. Считайте: 65+15.20= =80.20 : 2=40.10, что означает «вполне обеспеченная семья». Но не пугайтесь, эта история со счастливым финалом. Оксану просто переоформили на 0,75 ставки, после чего она стала малообеспеченной на законных основаниях.

Но самое любопытное, что в законе о государственной помощи семья с детьми до сих пор есть строка, гарантирующая одиноким матерям пособие в размере 50% минимальной зарплаты. В Министерстве труда и социальной политики даже не смогли припомнить, сколькими постановлениями Кабмина корректировалась эта норма. Дело в том, растолковали, что если держава будет тратить бюджетные денежки на безотцовщину, она натурально не доживет до нового тысячелетия.

В Национальной программе «Дети Украины» тоже есть чудесная строка - относительно обеспечения женщин надомным трудом, развития женских малых предприятий и кооперативов. Елена, талантливая художница, пару лет назад загорелась идеей сплотить надомниц для пошива отечественной - оригинальной и экологически безопасной для ребенка - мягкой игрушки. Хотите знать, чем это закончилось? А тем, что всех плюшевых мишек и зайчиков налогами передушили. На бирже труда одинокие мамы пользуются солидными льготами - вместе с инвалидами, освобожденными из мест лишения свободы и людьми предпенсионного возраста они подпадают под пятипроцентную квоту. Но чего стоит бронь на издохших заводах и фабриках. А в какой, скажите, солидной фирме возьмут на работу женщину с перспективами больничных? «Лучше заплатить штраф», - честно признался один из руководителей преуспевающей страховой компании, когда к нему пришла мать семилетней Маринки.

У Тамары нет основного пропуска на работу - здоровой бабушки, которая могла бы сидеть с больным ребенком. Без бабушки два ее диплома ценятся не больше, чем справка о посещении хорового кружка. Но у этой истории тоже счастливая развязка: в другом городе есть хороший человек шестидесяти пяти лет. Раз в три месяца он наведывается в Киев, обуянный большими чувствами, которые не в состоянии оценить престарелая женушка. На память о нескольких счастливых днях у Тамары с Маринкой остается немного денег. В первый месяц без него они даже могут покупать себе яблочки и немножко докторской колбаски.

Только не стоит утверждать, что все одинокие мамы давно разделили места в дикой торговле или мотаются по городу в роли свободных распространителей косметики. Такие удачи случаются, однако не очень часто. С Лидой я познакомилась возле универсама «Дарница», где она торгует сигаретами. Лида считает себя в числе везучих: ее только три раза забирали в милицию и только два раза штрафовали. Пока она топчется вечерами в ожидании курильщиков, с восьмилетним шустряком Николашей готовит уроки соседка. Правда, ей уже 78 лет, но все это мелочи. «Я только одного не могу понять, - наивно спрашивает Лида, - почему маму с ребенком называют одиночкой. ведь нас же двое?!»

Знаете, чем я попыталась ее утешить? А тем, что многие замужние и разведенные нам, матерям-одиночкам, на полном серьезе завидуют. Вон Наташка говорит: «Тебе хорошо, тебя на работе не могут сократить (наивная!), ты право на льготную путевку имеешь (трижды наивная!), субсидию можешь взять. А мой Сергей уже третий год на диване лежит. И в центр занятости не идет. Нарос такой долг за квартиру!».

А может, возродить нашу старую традицию? Поздравить Свету, Оксану, Тамару... А то Света до сих пор вспоминает, как пару лет тому назад ее поздравил с

8 Марта один только Президент. Вполне серьезно: всем матерям-одиночкам из числа киевлянок тогда по 2 миллиона карбованцев перепало. Помните, были еще такие деньги...