«Если имеешь - отдай!12 октября начинается 76-й сезон в Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко. Обычно перед новым сезоном журналисты берут интервью у художественного руководителя коллектива, дабы «из первых уст» услышать о предстоящих премьерах. Решив на этот раз изменить традиции, я обратилась к другому «власть имущему» в театре лицу: к директору. Всегда корректный, выдержанный, «джентльменистый» Михаил Васильевич ЗАХАРЕВИЧ был в своем кабинете к девяти часам утра.
- Михаил Васильевич, директор театра - это призвание или профессия?
- И то, и другое. В данном случае разделить призвание и профессию очень сложно. Я бы составил такую формулу: профессионализм плюс призвание - это хороший директор.
- Художественный руководитель театра обычно является объектом ярких эмоций: его любят или ненавидят, им восхищаются или его осуждают... А как обстоят дела с директором театра?
- Так же, если не более того. В театре - народ эмоциональный, впечатлительный; да и быт наш не располагает к спокойствию... Приходится быть психологом и экономистом, знать все отрасли театральной жизни, все винтики этого сложного механизма, именуемого театром. Только овладев коллективной психологией, можно вникать в каждый индивидуальный случай. Это - первая заповедь профессионала в нашем деле, и я стараюсь всегда об этом помнить.
- Наверное, главному режиссеру в каком-то смысле проще: какие бы «ахиллесовы пяты» у него ни были, их всегда прикроют спектакли. А чем «прикрывается» директор?
- Теми же спектаклями. Ведь хороший спектакль возникает там, где есть согласие между художественным руководителем и директором театра. А где согласие, там и порядок. А где порядок, там и творческий результат.
- Но часто ведь бывает иначе?
- Конечно. Когда идет борьба между режиссером и директором. Я наблюдал, что там, где кто-то амбициозно пытается доказать, что именно он - главнее, редко бывают художественные удачи. Обычно это происходит, когда человек, не владеющий профессией, пытается убедить окружающих, что он профессионал. Слава Богу, у нас в театре таких проблем нет; наши отношения с Сергеем Владимировичем Данченко гармоничны. Поэтому в театре порядок.
- Вы дважды в нашей беседе употребили слово «порядок». У меня создалось впечатление, признаюсь, что это понятие является ключевым для вас как для человеческой личности.
- Что ж, я не отрицаю, что люблю порядок. Я родился под знаком Весов, и этим все сказано. Кстати, в гороскопы я верю. Для меня важно, когда окружающие не испытывают душевного и физического дискомфорта. Организовать нормальные условия для функционирования театра не так уж сложно, ведь большинство людей театра живут, по сути, одним стремлением - жаждой творческих удач, и это прекрасно. Надо только отсеять «злаки» от «плевел», оценить, что истинно, что ложно, то есть правильно оценить ситуацию.
- Именно в этом, на мой взгляд, и заключается самое сложное...
- Я поверяю обстоятельства по себе - в том смысле, что вспоминаю, как сам я чувствовал себя в той или иной ситуации - и стараюсь, чтобы негативных моментов было как можно меньше.
- Ваше актерское прошлое немало помогает вам?
- Безусловно. Ведь после окончания Харьковского театрального института я играл в Запорожском театре. Тогда там работали гениальные (без преувеличения) актеры, такие, например, как Константин Параконьев... Я учился у них.
- Очевидно, в вашей природе внутренний порядок превалирует над стихией. В вас чувствуется некоторая доля аскетизма, самоограничения...
- Не знаю, это сложный вопрос. Я видел непорядки в театре и хотел их устранить; чувствовал, что могу это сделать. Наверное, такая тяга к реализации себя через определенный род деятельности и есть призвание. Вот уже четыре года я директор здесь, в театре им. Франко. Это было большим испытанием: провинциал в столичном коллективе... Но проблемы оказались те же, до боли знакомые. Я стараюсь, чтобы актеры не знали наших забот, пусть спокойно работают. Рад, что здесь - по-настоящему большие актеры; рад, что у меня здесь друзья.
- Михаил Васильевич, мне кажется, что вам очень подошел бы костюм крестоносца...
- Что ж, крест я действительно несу. Но - свой.
- А какой девиз вы начертали бы на щите?
- «Если имеешь - отдай».
- Вам никогда не приходило в голову, что ваша жизнь могла бы быть иной? Никогда не хотелось все переиграть, сделать по-другому?
- Все другое я делал бы как дилетант. Вот наши политики, пришедшие в нее из далеких областей жизни, часто проявляют дилетантизм... Надо делать то, что знаешь и умеешь.
- Но мечта-то у вас, конечно, есть? Или, точнее, цель?
- Изменить представление о директорах театра как о разновидности бухгалтеров; придать этой профессии иной имидж. Если удастся, я хотел бы на собранном фактическом материале, на собственном опыте доказать, что директор театра - это творческая личность. В Украине есть люди, которые постигли сущность театра, настоящие директора: Тадей Сулятицкий в Черновцах, Николай Бергсон в Николаеве, Николай Книга в Херсоне, Марк Бровун в Донецке...
- Сейчас принято говорить о «чуде» в театре: «экономическом», «творческом»...
- Чуда нет. Сегодня творить чудеса труднее, чем раньше. Семь спектаклей в год - нормальная работа. И «экономического чуда» нет: средства собираем по крохам, что-то дает государство, что-то спонсоры... Стараемся все это рационально использовать. У нас в театре - 61 ветеран. Создали фонд для поддержки ветеранов, которые ушли на разовые выступления. Зарплату им сохранили, а на освободившиеся в штате места взяли молодежь: восемь человек за два года. Вы улыбаетесь, - наверное, думаете, тех ли взяли, достойная ли будет замена старым актерам? Здесь только время покажет.
- Проблема «омоложения» коллектива - серьезная и важная, но, должно быть, есть и другие проблемы?
- Главная проблема - настоящий бич - отсутствие контрактной системы. Нелепость: с руководителями театра заключается контракт, а с актерами - нет. Так их защищают от «произвола руководства». Но ведь наличие или отсутствие произвола не зависит от контракта, обидеть человека можно в любом случае. Мы будем стремиться изменить тарификацию актеров. Сегодня существуют всего четыре традиционные категории, и разница между ними - смехотворная: полтора-два миллиона. Те, кто создавали эту нелепость, не посчитали нужным посоветоваться с нами, практиками театра.
- Да, чтобы актер вышел на сцену во всеоружии мастерства, нужно немало...
- Мы всегда помним об этом. Конечно, судить не мне, но театр им. Франко сегодня - живой организм. В прошлом сезоне зрители оценили «Крошку Цахес» в постановке С.В.Данченко, «Сны по Кобзарю» В.Козьменко-Делинде, «Как близнецы» И.Гринберга. В этом сезоне покажем семь новых спектаклей, среди которых «Мерлин» Т.Дорста (постановка С.В.Данченко).
Достраиваем четырехэтажное здание, где будут и мастерские, и медицинское обслуживание наших сотрудников, и малая сцена. Тогда сможем показывать не семь, а 12 спектаклей за сезон. А основное здание, соловцовское, - через три года ему 100 лет - мы реконструируем, не закрывая театр. Оснащенность у нас лучше, чем в других театрах, но работы еще масса.
- Это интервью, я надеюсь, прочитают многие, в том числе те, от кого зависит решение театральных проблем. В каком аспекте вам хотелось бы быть услышанным в первую очередь?
- Я верю, что эти строки прочтут те, кто конкретно отвечает за присвоение актерам почетных званий. Мне обидно, что многие талантливые люди до сих пор не получили признание по своим заслугам. Это и Б.Бенюк, и В.Нечипоренко, и Л.Смородина, и П.Лазова, и другие прекрасные актеры, которых мы безрезультатно «подаем» на звание...
- Не спрашиваю вас, какие конкретно спектакли планирует поставить Национальный театр им.Франко в этом году, - зрители сами все увидят и оценят. Но, думаю, по нашему диалогу одно обстоятельство наши читатели (потенциальные зрители) уже оценили: профессионализм и преданность делу человека, несущего нелегкий крест своего директорского призвания.